Во времена моей студенческой юности было принято жарить картошку на сале, а потом молниеносно уничтожать ее с общей сковороды, поскольку все шуровали столовыми ложками по принципу: кто успел — тот и съел. Разумеется, эти отнюдь не великосветские манеры со временем пагубно отразились не только на фигуре, но и на состоянии здоровья. Удручающе сказывалась на количестве килограммов привычка передвигаться не на своих двоих, а на автомобиле, плюс совершенно глупый распорядок дня: нехватка времени на завтрак, а порой и на обед. Зато по вечерам была возможность отрываться, поглощая тазики с калорийной снедью, запивая пивом и наслаждаясь тупыми «Улицами разбитых фонарей» по телевизору.
Результат не замедлил сказаться: под тяжестью ста двадцати килограммов пошло искривление позвоночника, началась деформация суставов. Походочка сложилась еще та — достойна песенки про короля, который хромой с войны возвращался домой. И ничего не помогало: ни плавание, ни разгребание снега, ни даже мытье полов. Режим питания также не удавалось исправить ни в будние дни, ни, тем более, в праздничные. Сеансы мануальной терапии, иглоукалываний и услуги маститых массажистов сколь-нибудь эффективными не оказались. И тогда врач дал направление в московскую ведомственную клинику, дабы там пройти обследование и определить индивидуальный стиль питания.
Жена ворчала, что она лучше всяких клиник знает, как мне похудеть, и цитировала Майю Плисецкую, которая говорила: есть только один способ обрести стройность — не жрать! А сам я пришел к выводу, что все новомодные диеты — из разряда хорошо забытого старого. Основу каждой составляют пост и воспитание навыков воздержания. Хочется пирожное — потерпи, от сала копченого слюнки текут — перебейся, пивка хлебнуть тянет — хватит, утешься тем, что свое «море» ты уже выпил! К тому же подобная философия благоприятно влияет на семейный бюджет. Во-первых, нет смысла тратиться на сомнительные и дорогостоящие средства для похудения или различные сжигатели жиров. Во-вторых, некалорийная простая пища много дешевле копченых гусей и буженин. В-третьих, подавляющее большинство курсов и программ под наблюдением врачей тоже нехило влетает в копеечку.
К счастью, в столичной ведомственной клинике клиентов морили голодом бесплатно. При этом умудрялись кормить пять раз в день, но не позже шести вечера. Вес одной порции не должен был превышать 250 граммов. Если представить визуально, то за один прием разрешалось потреблять объем пищи, равный стандартной кружке с тем, чтобы желудок не растягивался и позже не требовал добавки. В ход шли преимущественно замороженные овощи: стручковая фасоль, брюссельская капуста, брокколи. Супы приветствовались овощные. Котлеты готовились в основном из белого мяса курицы с добавлением моркови или капусты вместо хлеба. Иногда можно было побаловаться говядиной. Мясо и рыба готовились на пару или тушились. На десерт подавали печеные яблоки. В неограниченных количествах разрешалось потреблять огурцы и сладкий болгарский перец. Рекомендация, в принципе, была одна: не переедать.
В результате — минус девять килограммов за пятнадцать дней плюс благородная привычка не объедаться от пуза, разумно воздерживаться от мучного, жирного и сладкого. Стало ясно: культура здорового питания стара как мир, а все новомодные диеты — просто банальное стремление урвать кусок пожирнее у желающих поголодать.
Исповедь бывшего толстяка записала Арина ПРИКОЛЕНКО.