Все новости
Cоциум
6 Октября 2012, 17:31

Антивандальный кордон Иремеля

Второе дыхание горе придал статус природного парка

Иремель взывал о помощи, и она пришла.
Иремель взывал о помощи, и она пришла.
«Иремель просит о помощи» — так называлась статья, опубликованная в «РБ» два года назад. Речь в ней шла о проблемах, что тяжким бременем легли на этот уникальный памятник природы. Иремель для башкир — гора особая, как в сакральном, так и в историческом плане. Существовал даже запрет подниматься на гору, чтобы человек не топтал святую землю. Поэтому творящиеся там безобразия и вандализм никого не оставили равнодушным. В последний день уходящего 2010 года президент республики Рустэм Хамитов подписал постановление о создании природного парка «Иремель». Так для легендарной горы начался новый этап жизни. Что за это время сделано? Об этом рассказывает директор учреждения Римма Галеева.

— Римма Талховна, что изменилось после того, как гора получила другой статус?

— Во-первых, мы организовали четыре поста. В Тулюке — со стороны Челябинской области, в Николаевке — со стороны Белорецкого района и два поста на территории Учалинского района: в Байсакалово и Ихсаново. В Николаевке и Ихсаново уже построили домики. Последний — за счет Учалинского ГОКа. В Байсакалово тоже идет строительство. В этом году планируем подвести дом под крышу. Пока остается открытым вопрос с Тулюком. Но с той стороны туризм более-менее цивилизованно организован. Субъекты туриндустрии работают там давно, и система отлажена.

На каждом маршруте мы поставили указатели. Ведем постоянную работу с туристами. Учим их, как ориентироваться в лесу, как себя вести. И если раньше каждый год были случаи, когда кто-нибудь терялся, то в этом году подобных фактов не зафиксировано.

Конечно, работы еще много. Надо оборудовать стоянки для автотранспорта, проложить экологические тропы по специально отведенным маршрутам, организовать палаточные городки, а также обустроить туристические стоянки — с кострищами, столами и скамейками, навесами от дождя.

— А создание парка не отразилось на количестве туристов?

— Нет. За год более десяти тысяч туристов посетили гору. При этом только две тысячи проходят через турагентства, большинство идет своим ходом.

— В мае прошлого года на территории парка около деревни Махмутово Белорецкого района был пожар. В этом году удалось избежать такой беды?

— Да, хотя это было непросто. Когда туристы проходят через наши посты, мы подробно записываем, кто они и откуда. Думаю, это прибавляет людям ответственности. А еще мы проводим краткий инструктаж по противопожарной безопасности. Помимо этого, нам удалось приобрести мотопомпу, огнетушители и другое оборудование.

— Можете составить приблизительный портрет гостей Иремеля? Кто они?

— Абсолютно разные люди. Единственное, что их отличает от тех, кто едет отдыхать на моря, — они подготовлены к восхождению. В первую очередь внутренне. Жители нашей республики хорошо понимают, что Иремель — особое культовое место, это наше достояние и нужно вести себя соответственно. Челябинцы и магнитогорцы ведут себя куда хуже. Нашумевшие случаи вандализма совершали именно соседи. В этом году тоже был случай, когда магнитогорцы чуть ли не штурмом въехали на территорию парка со стороны Николаевки, бросив пятисотенную купюру в лицо инспектору и не соизволив даже остановиться. Да, бывает и такое. За вход на территорию парка мы берем 30 рублей, и некоторые думают: раз заплатили, можно мусор выбрасывать где угодно, ломать указатели... Но основная часть туристов — все-таки адекватные люди, которые пришли не просто полюбоваться красотами, но и получить положительную энергию. Отдохнуть душой. Есть и такие, кто ищет исцеления от болезней.

— И такое случается?

— А почему нет? Главное — вера.

— Скажите, а вы чувствуете какие-то улучшения?

— Я, наверное, одна из немногих, кто исходил гору вдоль и поперек. Поднималась столько раз, что и не вспомню. И не могла не заметить — в последние годы практически невозможно было увидеть, например, тетеревов или рябчиков. Сейчас они частые гости даже на туристической тропе. Охота и лов рыбы на территории парка строго запрещены. Правда, жители деревень ставят нам в упрек, мол, из-за парка медведи распоясались. Их стало больше, они начали нападать на домашних животных. Но тут не парк виноват, а засушливое лето. Когда ягод в лесу много, косолапые себя так не ведут. Но, конечно, так как сейчас охота на территории парка запрещена, зверей станет больше.

— Иремель еще и край уникальных растений. Место, где растет знаменитая радиола иремельская. Что касается чудотворности этого растения, даже скептики соглашаются. Не зря же экологи именуют ее еще и «башкирским женьшенем».

— На Иремеле произрастают и обитают более двух десятков видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Башкирии и России, в том числе уникальные. Например, радиола иремельская, или по другому — «золотой корень». Она обладает удивительными лечебными свойствами. Но растение вряд ли бы имело такую силу, если бы росло, скажем, в огороде. Именно чистейший горный воздух, почва, суровые климатические условия в комплексе придают такую силу.

— Но сейчас ее трудно отыскать…

— Не природа или климат тому виной, а потребительское отношение человека. В 1970-е годы на Иремеле насчитывались десятки тысяч экземпляров радиолы иремельской — разновидности радиолы розовой. Вся вершина была усеяна. Тогда на каждом квадратном метре произрастало два, а то и четыре экземпляра растения. Последние исследования 2009 — 2011 годов показали, что осталось чуть более 150 растений. Вот почему мы совместно с работниками Уфимского ботанического сада, Уфимского научного центра РАН высадили четыреста ростков золотого корня на склонах Малого Иремеля. Кстати, вырастить его очень сложно. Сначала выхолили ростки в Ботаническом саду. При пересадке были соблюдены все условия, чтобы благополучно прижились. Помогла и погода — было пасмурно, шел мелкий дождь, туман скрывал от чужих взглядов место дислокации насаждений. Будем надеяться, что все они приживутся.

— А какие планы на будущее?

— Их у нас много. Конные, лыжные, велосипедные маршруты должны быть совмещены с экскурсиями по экологической, общеобразовательной, этнографической тематике. Одним словом, на Иремеле туристам должно быть интересно, уютно и безопасно. Будем тесно работать с туроператорами. Хотелось бы, чтобы они развивали зимний туризм. На территории парка собираемся открыть экологический лагерь, более тесно работать со школами, станциями юных натуралистов. Основная наша задача — охрана природы. Мы стараемся, чтобы у туристов после походов на гору оставались только красочные фотографии и чудесные воспоминания... Тогда Иремель будет радовать века и тысячелетия.

— Уже сроднился с Иремелем. Родная деревня давно уже стерта с лица земли (Карагужа располагалась у подножья горы — авт.). В отличие от нее, сама гора должна сохраниться на века. Я, по крайней мере, уверен: те туристы, которые идут со мной, будут вести себя как подобает, — сказал он.

Пока мы отдыхали на вершине, наш проводник времени зря не терял, собирал мусор. За каких-то десять минут набралось два мешка. Все это он тащил на себе, а потом сжег. Всем бы так ценить и беречь благодать священной горы. «Место силы», если выразиться по-современному, в долгу не останется.
Читайте нас в