Все новости
Cоциум
25 Сентября 2012, 17:10

Не БАМ, но всё же...

За лето студент может заработать больше 150 тысяч, если повезёт

Ребята из Уфы работают по всей России.
Ребята из Уфы работают по всей России.
Если в советское время на стройке за три летних месяца студенты могли заработать столько, сколько инженер за год, то сегодня, конечно, «размах» уже не тот. И машины за ударный труд, как на легендарном БАМе, уже не дают. Но тем не менее, потрудившись сезон в стройотряде, можно получить очень даже неплохую прибавку к стипендии. Конечно, ее размер зависит от многих факторов. О них мы поговорили с руководителем штаба трудовых отрядов «Колос» Башкирского аграрного университета Азатом Шарафутдиновым.
— Наши ребята в этом году ударно поработали: например, оказали мощную поддержку южанам в зонах подтопления. Трудились на хлебокомбинате в Анапе просто на износ — за 12 дней выпустили 300 тонн хлебобулочных изделий. Лотков не хватало, они выпечку складывали на бумагу прямо на пол, потом хлеб направлялся бесплатно в пострадавшие районы, — рассказывает Азат Шарафутдинов. — В Анапе нас уже хорошо знают и ждут, не первый год туда стройотряды направляем. В этом летнем сезоне наши студенты были также подсобными рабочими в Казани — их специально обучили на штукатуров-маляров и каменщиков, чтобы они помогли в подготовке к Универсиаде-2013.

К сожалению, не смогли пополнить ряды проводников в поездах — возникли большие проблемы с обучением. Курсы в Самарском железнодорожном техникуме стоят 7,5 тыс. рублей, и студентам из своего кармана трудно их оплатить. А наш вуз не всегда может выделить деньги на финансирование обучающих курсов. Руководство университета сумело договориться и снизить эту сумму до 5 тыс. рублей, но все равно необходимое количество человек не набралось, и курсы закрыли. Зато в этом году мы начали сотрудничать с Волгоградским штабом трудовых отрядов и с Московским центральным штабом: за счет последнего наши ребята смогли поехать в Тарусу, где их ждали на заводе по производству шлакоблоков и на животноводческом комплексе.

— Азат, а в родных краях студенты Башкирского аграрного университета работают?

— Конечно. Сельхозпредприятия республики еще в начале весны начинают просить, чтобы прислали ребят. Механизированный отряд задействован во всех полевых работах — летних, осенних и весенних. Своих рабочих рук в районах не хватает — кто на Север подался на заработки, кто пьет... И потом, в сельском хозяйстве у стройотрядов аграрного университета конкурентов нет — это же профильный вуз. Для ребят это отличная практика — они выходят из стен университета не теоретиками, а полноценными грамотными специалистами.

— И сколько может заработать стройотрядовец за сезон?

— По-разному. При хорошем раскладе в механизированном отряде можно получить за три месяца 160 тыс. рублей плюс премию от 5 до 15 тысяч — если ты стал лучшим, к примеру, среди комбайнеров. Правда, если план не выполнен, то премия не светит. А выполнить его довольно сложно — если ломается машина, запчасти на предприятии кому в первую очередь дают? Правильно, своим работникам, а не наемным студентам. Вот и получается, что техника простаивает, потом ремонтируется, стройотрядовец каждый день питается в столовой, за что из его зарплаты вычитают, план он выполняет лишь на 10 — 15 процентов. В итоге может получиться, что он работал практически себе в убыток, потому что на руки получит всего около тысячи рублей. По этой причине мы теперь отдаем стройотряды только крупным МТС. Туда быстрее доходят запчасти.

— А гастарбайтеры дорогу студенческим отрядам не перебегают?

— Да, есть такая проблема. Сейчас среди работодателей много частников, которым гораздо проще нанять таджиков, дать им кровать и все. И они будут рады. А мы следим за тем, чтобы наши ребята жили и трудились в нормальных условиях. Потому что бывали инциденты, когда стройотряды попадали в такую ситуацию, что и зарплата была настолько низкой, что даже гастарбайтеры отказывались работать, и условия оказывались ужасными. Например, в прошлом году студенты приехали в Анапу, где им пришлось жить в детском саду, там негде было даже помыться, и работали по 12 часов шесть дней в неделю. А уехать из-за трудового договора не могли. Поэтому теперь мы обязательно ведем предварительные переговоры с работодателем, чтобы выяснить все условия. Главная проблема в том, что работа студенческих отрядов не закреплена законодательно. По этой причине они находятся на предприятиях на «птичьих правах». И зарплата у ребят низкая из-за того, что приходят они сезонно, получается скорее бесплатная практика.

— И все же есть ребята, для которых деньги — не самое главное. Они работают волонтерами...

— Да, как ни поразительно, среди молодежи еще встречаются такие бескорыстные люди. В аграрном университете действуют отряды «Доброе сердце» и «Твори добро». Только за последние полгода они провели больше 30 мероприятий: сдавали кровь, навещали детдомовцев, организовывали экологические акции. И у них еще много идей и достаточно энтузиазма, чтобы воплотить эти идеи в жизнь.
Читайте нас в