Все новости
Cоциум
12 Сентября 2012, 14:54

Оттиск времени

Не повторит ли печатный станок судьбу пишущей машинки?

Завтра начнет работу межрегиональный форум полиграфистов и издателей «Тамга-2012». Представителям этой профессии есть что обсудить, поскольку сейчас никто не может точно сказать, как дальше будет развиваться полиграфия. При этом часть экспертов вообще склонна говорить о закате полиграфического дела, поскольку печатные издания отходят на второй план, а интернет и электронные СМИ стали пользоваться все большей популярностью. Прояснить ситуацию мы попросили заместителя министра связи и массовых коммуникаций республики Венеру Хакимову.
— Венера Мидхатовна, какова роль полиграфических предприятий в республиканской экономике сегодня, и можно ли говорить о полиграфии как о сфере, оперирующей крупными суммами?

— Прежде всего я хотела бы пояснить, что сейчас полиграфия не является отдельной отраслью. Отраслью она была в СССР, поскольку состояла из множества структурных элементов, включая специализированные фабрики, заводы, НИИ и учебные заведения. Сегодня же полиграфия лишь частично объединена с целлюлозно-бумажной промышленностью, но самостоятельно себя не позиционирует. Что же касается ее вклада в республиканскую экономику, то он невелик. В валовом региональном продукте доля полиграфической продукции составляет одну десятую процента. В финансовом исчислении это чуть больше миллиарда рублей в год. Примерно половину этой суммы дают госпредприятия. Однако я полагаю, что оценивать роль полиграфии следует не столько в денежном выражении, сколько тем, какое место она занимает в организации любого производства. Ведь без полиграфического сопровождения не может обойтись ни одно предприятие. Печать этикеток, и календарей, и упаковки, и техдокументации — все это востребованные услуги. Следовательно, полиграфия — неотъемлемый субъект экономической деятельности республики.

— Сегодня много говорят об акционировании государственных предприятий. Как этот процесс затронет полиграфическое производство?

— Сейчас в республике около 130 крупных и средних полиграфических предприятий, 49 из них относятся к госсектору. Сейчас изучается вопрос о возможности их акционирования. Однако полиграфические организации входят в перечень стратегических предприятий региона, поэтому вопрос об их приватизации решают правительство и президент. Окончательного решения об акционировании полиграфических предприятий республиканского госсектора пока нет — исключение составила только янаульская типография. Не так давно принято решение о ее приватизации, и сейчас этот процесс идет полным ходом. Вместо статуса госпредприятия она получит статус ООО.

— А почему выбор пал именно на эту типографию?

— Дело в том, что все полиграфические предприятия госсектора республики выстроены в одну централизованную систему. При этом они ориентированы на издание больших тиражей и печатают практически всю региональную периодику. Централизация подразумевает также географическое деление, согласно которому вся газетно-журнальная продукция, выходящая в северных районах Башкортостана, печатается в Нефтекамске. Янаульская же типография осталась в стороне, так как до недавнего времени не имела соответствующего оборудования. Поэтому она не вошла в единую госструктуру республиканской полиграфии и теперь будет работать самостоятельно.

— Еще не так давно инвестиции в полиграфическую промышленность были очень привлекательны. Как обстоит дело сейчас?

— Действительно, еще в 90-е годы, когда многие отрасли приходили в упадок, полиграфия, напротив, демонстрировала высокий рост показателей. В первую очередь это было связано с развитием рекламного рынка и свободого книгоиздания. Количество периодических изданий тогда тоже существенно возросло. Но сейчас на полиграфическом рынке спрос превышает предложение, а предприятия загружены всего на 60 — 70 процентов. Поэтому особой инвестиционной привлекательности полиграфия сейчас не имеет. Вряд ли кто-то захочет вкладывать деньги в производство, существующее в условиях высокой конкуренции.

— Но ведь высокая конкуренция подразумевает различные маркетинговые ходы для привлечения клиента. Какие из них чаще всего практикуют полиграфисты?

— Честно говоря, в этих условиях многие идут на ценовой демпинг. Они сбрасывают цену за свои услуги до минимума, что и позволяет им выжить. Однако такой подход тормозит развитие не только республиканской, но и российской полиграфии в целом. Иными словами, при таком способе конкурентной борьбы многие полиграфисты трудятся только за зарплату. На обновление техбазы средств у них уже нет.

— Значит ли это, что техническое состояние республиканских полиграфических предприятий далеко от желаемого?

— Не совсем. В свое время в республике действовала программа по техническому перевооружению полиграфических предприятий, в рамках которой некоторые типографии были оснащены современным оборудованием для всего производственного цикла. Но в то же время допечатную подготовку изданий в нашем регионе я бы оценила только на «тройку». Ведь в некоторых типографиях до сих пор действуют монтажные печатные столы. На фоне технологии фотонабора или прямого экспонирования пластин сами полиграфисты считают их даже не вчерашним, а уже позавчерашним днем. Техническое оснащение для производства послепечатных процессов тоже не на высоте. В первую очередь это касается брошюровки, поскольку сейчас в республике только одно предприятие может «одевать» печатную продукцию в твердый переплет. Остальные такого оборудования не имеют.

— Вы сказали, что в 90-е годы страна переживала бум печатных периодических изданий. Каковы их перспективы сейчас? Следует ли ожидать сокращения газетных и журнальных тиражей?

— Однозначно ответить нельзя. Наши исследования показывают, что резкого падения периодических тиражей не наблюдается. Например, в прошлом году Башкортостан произвел более 23 млн листов-оттисков, а общий тираж выпущенной периодики составил 1,3 млн экземпляров. Это на 10 процентов больше 2010 года. В первую очередь рост связан с декабрьскими выборами, подготовка к которым длилась почти 11 месяцев. В этом году тоже проходили предвыборные кампании, однако длились они один-два месяца. В результате по итогам первого полугодия 2012 года мы наблюдаем некоторое снижение. А вообще сокращение газетно-журнальных тиражей происходит по нескольким причинам сразу. Во-первых — это интернет, а во-вторых — смена поколений. В отличие от пенсионеров, привыкших к газете, молодежь предпочитает электронные источники информации. Еще одной причиной является некорректная работа почты, которая не всегда может вовремя обеспечить доставку газет.

Но и отчаиваться не стоит. Наши исследования показывают, что печатные газеты и журналы по-прежнему сохраняют свою привлекательность. Они удобны, а поиск информации не столь трудоемок, как блуждание по интернет-ссылкам. К тому же многие читатели чтят традиции, и ежедневный просмотр газет — одна из них. Эти обстоятельства говорят о том, что печатный носитель сохранится наряду с электронным, но будет вынужден адаптироваться к современным реалиям. Иными словами, обвала тиражей, как прогнозируют скептики, произойти не должно. Тем более что сейчас по-прежнему появляются новые печатные издания. Следовательно, своего читателя они находят.

— Иными словами, судьба ушедшей в небытие пишущей машинки печатному станку не грозит?

— Конечно, нет. Ведь даже деньги на чем-то печатать тоже надо.
Кстати

Форум полиграфистов и издателей «Тамга-2012» 13 — 14 сентября обсудит конкурентоспособность отечественной полиграфии в условиях вступления России в ВТО.

Форум, в котором участвуют около ста человек, организовали Министерство связи и массовых коммуникаций республики и Ассоциация полиграфистов Башкортостана при поддержке Министерства экономразвития РБ.

Двухдневная программа включает выступления ведущих экспертов отрасли, дискуссии, семинары, «круглые столы», а также презентации поставщиков офсетного и цифрового оборудования и расходных материалов. Кроме того, пройдет «Полиграфический сабантуй» и будут подведены итоги конкурса полиграфпредприятий.
Читайте нас: