Все новости
Cоциум
4 Сентября 2012, 16:40

Цепная реакция

Горящие дома зилаирцы спасали все вместе

Заместитель главы района Александр Коротков: «Такие дома взамен сгоревших будут построены к октябрю».
Заместитель главы района Александр Коротков: «Такие дома взамен сгоревших будут построены к октябрю».
В кратчайшие сроки построить новое жилье людям, оставшимся без крова, — такое поручение президент Башкортостана Рустэм Хамитов дал первому вице-премьеру правительства Рауфу Нугуманову. Подрядные организации ООО «Термохольц» и ООО «Домостроительная компания» должны были приступить к строительству жилых домов до 29 августа, а завершить эти работы до 1 октября текущего года. На первый взгляд, такие темпы строительства кажутся фантастическими. Однако в реальности этих планов убеждает единство устремлений представителей властей разных уровней и обычных людей, готовых прийти на помощь.
Взять, к примеру, сельскую молодежь. Эти мальчишки и девчонки быстро сообразили, что нужно делать в ситуации, когда огонь начал распространяться буквально со скоростью звука. Еще до приезда пожарных они встали цепью от реки Зилим до полыхающей улицы Первомайской, беспрестанно передавая друг другу ведра с водой.

Кто знает, что бы стало с их родным селом, если бы не такая быстрая реакция?! Тем более, что выяснилось: улицу строили — о беде не думали, и спецавтотранспорту добраться к горящим объектам оказалось крайне сложно, хотя и приехали буквально минут через пятнадцать после вызова.

Помощь в тушении оказали и жители четырех соседних деревень. И вряд ли удалось бы победить огонь, если бы не объединились так мощно против стихии люди, если бы не подогнал тяжелую технику со своего предприятия ГУП «Зилаирский лес» Михаил Шевченко: два трактора Т-130 со специальными лопатами против лесных пожаров, как на таран, двинулись на горящие дома.

...Первым загорелся дом у Зурабовых (фамилия изменена). Там жила мать с тремя детьми. Народная молва не щадит предполагаемых виновников пожара: мол, кто-то из ребятишек решил поиграть с огнем. Тем более, говорят, мамы дома не было. Соседи, увидев пламя, кинулись вытаскивать детей. Только облегченно вздохнули, убедившись, что ребятня в безопасности, как оглянулись и ахнули: их собственный дом в считаные минуты оказался охвачен огнем.

… Мы подъехали на Первомайскую в солнечный полдень. Улица пролегла по косогору столь удачно, что более красивого места для жизни трудно сыскать. Внизу неспешно несет свои малахитовые воды река Зилим, а противоположный берег густо усыпан многоэтажными хвойными верхушками: заслоняя друг друга, густые еловые лапы создают неповторимый зеленый уют. И на фоне столь благородного пейзажа — обгорелые печки — все, что осталось от прежних жилищ.

— Мам, смотри: наш дом опять дымится! — с недетской озабоченностью воскликнул второклассник Данил.

— Замучились тушить уже. Сколько ходим, нет-нет да и вспыхнет, то тут, то там, — как-то совсем без эмоций произнесла Юля Такалова. — Мы в тот день в Оренбург ездили, вернулись, легли отдохнуть. Я почувствовала, как дымом запахло, но как-то не сильно, думала, просто кто-то мусор жжет. И слышала, как шифер трещал, будто град по крыше бил. Нас разбудили...
Ну, мы и кинулись в соседский дом — там же дети были! А наш, как спичка, в одну минуту сгорел. Муж Дима даже не заметил, что женские шлепанцы надел, в них бегал и тушил. А на следующий день не сразу понял, отчего так ноги болят: подошва-то совсем непривычная…

Пока мы разговаривали, Данил настороженно следил за пепелищем. В эти дни они уже привыкли нести такое «дежурство» — и взрослые, и дети. Сами все потеряли враз — так хоть не допустить, чтобы у других беда повторилась. Впрочем, кое-что уцелело. Например, Данилкин носочек, почти новенький. Юля взяла его в руки, погладила как свидетельство благополучной прошлой жизни и решила забрать: второй, такой же кто-то принес на квартиру родственников, где они пока живут. А в это время наш фотокор Ринат Разапов, как следопыт, исследовал пожарище. И вдруг отрыл новенькие целехонькие иконы. Мы молча уставились на это неопалимое чудо. И вдруг Юля узнала:

— Это же наши иконы! Вот эта — Димкина, именная — Дмитрий Донской.

Действительно, странно! На месте, где поработали неделю большегрузные машины, вывозя чернущий хлам, где не осталось ничего, кроме мелкого пепла да обгорелых «скелетов» печек на местах былых домов, обнаружить блестящие золотом святыни.

Мужчины, которые нас сопровождали, признавались, что было невероятно трудно при таких погодных условиях отстоять село. Женщины рыдали в голос, да и мужикам впору было плакать — хоть и не твое, а очень жалко. Такое впечатление, что горело все вокруг. Струя воды словно кипящую сковородку поливала: шипело и снова било пламя. Каким-то невероятным путем (некоторые полагают, что просто ветром принесло обгоревшую книгу) огонь попал с Первомайской метров через пятьсот на улицу Скоробогатова, и там сжег два дома. Большинство очевидцев говорят, что он «шел» спиральным столбом (наподобие смерча), а гнал его шквалистый ветер.

Уже начался учебный год, и трое из числа погорельцев остались без самых необходимых вещей. Юля Такалова работает в местном отделении банка, работники которого приняли решение полностью взять на себя сборы ее ребенка в школу. Кроме того, из бюджетных средств пострадавшим будет выплачено по 30 тысяч рублей. Брошен клич о помощи и на официальном сайте администрации Зилаирского района, и в местной прессе. Да и просто люди добрые откликаются. Но самое главное — это крыша над головой. Новые постройки планируется соорудить в месте не менее красивом — на берегу реки. Один социальный дом был построен за полтора месяца для выпускников детских домов, и сейчас ждет своих хозяев. Поблизости разместятся еще один двухквартирный и четыре отдельных дома. Двое пострадавших отказались участвовать в этом проекте, поскольку решили строиться на прежнем месте — им также будет оказана помощь.

Жизнь потихоньку входит в свою колею. Люди начинают даже шутить. Пока мы беседовали с Юлей и Данилом, к нам подошла Валентина Владимировна Сафонева:

— А вы чего здесь бесплатно фотографируете? Мы теперь за съемку деньги брать будем. Мы же тут как дежурные ходим: река-то сквозняковый эффект постоянно создает, даже по ночам огонь раздувает, больно-то не разоспишься.

В принципе, Валентине есть где приклонить голову, поскольку сам дом не пострадал, а только двор.

Мы подарили ей от редакции комплект постельного белья — чтобы крепче спалось, когда все тревоги улягутся. Но Валентина опять вспомнила злополучный переполох:

— У нас теленок дома. Мы с мужем уезжали за травой. А тут приехали, все горит, все разворочено. Из нашего дома эти молодые активисты аж всю мебель на улицу повытаскивали!

— Валентина, да ты ж им поклониться должна, они дом, имущество твое спасали! На тебя не угодишь! — вспылила Юля, правда, довольно добродушно.

— А я же за них и переживаю! Разве можно тяжести такие таскать молодым?! — почти изящно вывернулась соседка.

Вот такой народ неунывающий. Острого словца друг для друга не пожалеют. Но если, не дай бог, беда, себя не помня чужих детей спасать бегут. Всем миром и с этой бедой справятся.
Огнестойкой оказалась только печка. А игрушки свои Данил так и не нашёл.
Читайте нас: