Все новости
Cоциум
16 Августа 2012, 16:10

Пьяная компания на рабочем месте

В прошлый раз мы начали говорить об алкогольных группах, возникающих на основе трудовых коллективов. Напомню, что советский и российский исследователь Э. Е. Бехтель алкогольными группами назвал объединения людей, совместно удовлетворяющих свою потребность в спиртном.

У алкогольной группы есть свой «жизненный цикл». Он состоит из трех этапов: формирование, функционирование и распад.

На первом этапе появляется лидер — человек деятельный, инициативный и, разумеется, любящий выпить — и собирает вокруг себя компанию. Обычно в нее попадают его ближайшие товарищи и друзья. Эта компания позже станет «ядром» алкогольной группы. В «ядре» все друг друга устраивают и выпивают, скажем так, на равных.

Повторяющиеся выпивки цементируют группу. В ходе посиделок окончательно определяется, кто есть кто. У лидера появляются «замы», расширяется круг участников, распределяются роли «гонцов», «разливал», «разносчиков», ответственных за поиск места, оповещение, обеспечение закуской и пр. Это уже этап функционирования.

Если в поле зрения участников группы появляется «кандидат на членство», то возможность его «вливания» сперва обсуждается с лидером, потом, после одобрения, новичка приглашают присоединиться. Непременным условием вступления является признание кандидатом того, что лидер — главный.

Если новенький покладист и со всем согласен, он становится рядовым участником. Если же он «с характером», то в группе может происходить и некая внутренняя борьба. Строптивого новичка лидер, в «политических» целях, глядишь, приблизит и сделает своим «заместителем».

Для новых в коллективе людей, особенно молодых, стремление стать своим, адаптироваться в коллективе, занять свое место может быть самоцелью. И если вхождение в уже существующую здесь алкогольную группу эту цель, на их взгляд, приближает — они пополняют ее с готовностью. Здесь новички обучаются пить «по-взрослому», как «настоящие профессионалы». То, что при этом приходится изменять свои питейные привычки и предпочтения (перейти на крепкие напитки, начать похмеляться, пить до сильного опьянения, рискованно вести себя в интоксикации), молодые люди принимают как своего рода инициацию, «вхождение в круг».

Так пьяницы навязывают до того малопьющим или совсем не употреблявшим спиртное людям свои групповые нормы. Несколько «шагов» — и человек становится, так сказать, одним из многих, пополняет и без того многочисленную «армию зеленого змия». Общества, которые живут по таким сценариям, социологи называют обществами «интегрированного пьянства». В них все уже едино — и пьянка, и разбор производственных вопросов, и деловые переговоры, и выяснение личных отношений, и снятие стресса, и расширение контактов — сами добавьте, если я что-то забыл.

На данной стадии, на этапе функционирования, алкогольные группы на рабочих местах могут существовать подолгу. Участники их, конечно, могут выбывать из-за увольнения, «залета», болезни или смерти. Но сами группы, если среда способствует такого рода отношениям, которые описаны выше, успешно продолжат свое функционирование. И никакие «антиалкогольные войны», имеющие целью ловить и наказывать лишь отдельных нарушителей-алкоголиков (которые очень редко бывают лидерами групп), мало что изменят. Потому что эти войны ведутся с последствиями, а не с причинами.

Без разрушения и предупреждения возникновения таких вот алкогольных групп нам сложно рассчитывать на какие-то успехи в антиалкогольной профилактике. Но вести такую работу необходимо. На рабочих местах (на российских предприятиях и в учреждениях) она, более того, неизбежна. Если, конечно, мы собираемся действительно развивать «экономику знаний», инноваций и прогресса, добиваться того, чтобы наша страна занимала устойчивое место в современном динамичном и конкурентном мире.

Возникает вопрос — как разрушать алкогольные группы? Об этом я надеюсь рассказать в следующий раз.
Читайте нас в