Все новости
Cоциум
3 Августа 2012, 16:05

Уфимские липы или песня города

Не мог не думать о том, почему так больно стало, как и всем уфимцам, когда для расширения дорог начали вырубать деревья в центре. И почему, переживая и ругаясь, даже устраивая «кровавые» арт-перформансы, никто не приковал себя цепью к дубу или клену, не троллил мэрию через прокуратуру природоохранную, придумывая всевозможные иски, не жаловался президенту на «снос» (в лексике городских властей). Понимая неизбежность урбанистических жертв и необходимость расплаты за любовь своих задов к регулируемым сиденьям с поясничной поддержкой, мы, ворча, тем самым, жалко скулили о своей юности, о зеленой и солнечной картиночке Уфы нашего детства.

Я понимаю, что Уфа для меня началась с песни Рима Хасанова «Уфимские липы» «Өфө йукәләре», которая родилась 38 лет назад, когда мне стукнул год, а моему любимому городу стукнуло 400, если считать по прежней идеологии и археологии.

Я думал, что это гимн. Деревенский трех-четырехлетний малай, оставленный на попечение бабушки и дедушки в чекмагушевском нефтяном Калмаше, напевал вслед за радиоточкой, Ильфаком Смаковым и особенно за Фиданом Гафаровым: «Өфө йукәләре, онотмаҫтар әле, япраҡ яра-яра ћөйләрҙәр», не понимая и половины слов, не думая, на каком языке она поется и не предполагая, что многие уфимцы ее тоже не понимают. Да и нужно ли было ее понимать лингвистически, такую эмоциональную и светлую.

Мне казалось (и в этом я убедился), что есть солнечный и радостный город, такой же, как поэзия Назара Наджми, который на черной писательской «Волге» шпарил навстречу закату в сторону Дюртюлей по М7, точно так, как Брежнев или Высоцкий гоняли по Кутузовскому на модных редких иномарках, как музыка Рима Хасанова. Композитора, который был тогда знаменитей Мидхата Закировича Шакирова и, возможно, даже мотоциклиста Габдрахмана Кадырова, саксофониста Марата Юлдыбаева и того дяденьки аккордеониста в дымчатых очках. Того самого, кто подарил нам «Зимний романс» и вообще, половину той атмосферы любви и радости, в которой мы росли.

В мое детское сердце запало простое, серьезное и искреннее исполнение Фидана Гафарова, хотя вроде есть и более классические голоса и «ремиксы».

Улица юности
Я, как сейчас,
Помню ту радость без края!
Липы уфимские
Скажут о нас,
Листья свои распуская.

И вся эта безбрежная радость — это было правдой в 70-е — 80-е. Разумеется, и трава была зеленее, и толстые трубы в фонтане возле «Юбилейного» поливались более мокрой водой.

Не было фенола, Улу-Теляка, пробок, бабаев, проспекта Салавата Юлаева, валютных менял на Горсовете, наперсточников, «Скорпионов» и «Сакмаров», разборок, ментов, когда кафе напротив Госцирка кормило мороженым детей, а не фейс-контролем и экзотическими танцами.

Красивые дома, круглые глазастые троллейбусы номер 6 и номер 7, женщины в платьях с цветами, мужчины в кепках и шляпах, с авоськами, грустной красавице маме нет и тридцати, соки в конусах, квас, и еще не знаешь даже, что такое сменная обувь и звонок на урок.

В начале эпопеи с деревьями я четко зафиксировал для себя уфимские липы в период цветения, в том месте, куда, надеюсь, не доберется пила «озеленителя» — в начале улицы Ленина, в квартальчике у медуниверситета. Наверняка, Наджми эти стихи пришли там, в центре цветения?

Я не знаю, бывают ли гимны городов, и не уверен, есть ли гимн города Уфы.
Убежден только, что если бы гимном Уфы была песня «Уфимские липы», я бы, наверное, не протормозил под впечатлением и обаянием нового мэра, как в этот раз. Как протормозили около миллиона равнодушных уфимцев, когда начали «сносить» деревья и засаживать непонятным образом уфимские тротуары, заодно сокращая их «до размера табачной бандероли», как бы сказал Ильф-Петров. Разумеется, деревья из расчета два за одно.

Получилось неуютно и это уже видно. Хотя расширяться надо. Хотя можно было бы и злее гонять машины с самостийных парковок, в которые превращаются «расширения». В общем, я не знаю, я не мэр. Пусть он решает, у него вроде нет особой задачи всем нравиться, есть задача делать нашу жизнь комфортной и безопасной. И уютной, и солнечной — добавлю от себя.

Просто я живу в Уфе с 80-го года и еще хочу примерно столько же прожить в зеленом и уютном городе. С липами. С кленами. С пирамидальными тополями. Дубами. С хорошим общественным транспортом. С площадями. С многоуровневыми парковками. С «Уфимскими липами» в исполнении Хворостовского в переводе на русский в качестве гимна.
Читайте нас: