Все новости
Cоциум
2 Августа 2012, 16:16

Шаги по росе

«Власть для людей, а не люди для власти», — считает глава Татышлинского района Рушан Гараев

К отцу за советом.
К отцу за советом.
Речь пойдет не о том, чего сумели достичь и добиться в Татышлах. Просто давно хотелось сесть и толком поговорить «за жизнь» с человеком, который непосредственно стоит за всеми этими ударными показателями, не раз озвученными. Наконец повод представился железный: глава администрации района Рушан Гараев отмерил по жизни полвека. И сумел найти в своем непростом рабочем графике часок для беседы с корреспондентом «РБ».

— Рушан Кадимович, вопрос, может, неожиданный, но все же. Как становятся главами района? Это что — мечта детства осуществилась?

— Вы меня своим вопросом прямо в детство и возвращаете. Нет, конечно. Мечтал я, когда рос, стать не космонавтом и уж, конечно, не главой. Хотел быть агрономом. Таким, как отец — главным агрономом колхоза имени Амирова. У нас, в Аксаитове, он был человеком едва ли не главным, хотя видели мы его реже, чем хотелось. Уходил на работу, когда еще спали, возвращался — когда уже спали. Хотел походить на него, хозяйственным рос. Мама вздыхала даже: ты ведь мал еще, а везде поспеть стараешься: и на сенокос, и на картошку, и за скотиной присмотреть. Хотя в деревне все мальчишки такими были. Да и жизнь заставляла. Сенокосов, например, мало давали, зерна — тоже. Приходилось зимой под скирды лазить, осыпавшееся зерно собирать.

— То есть строгое мужское воспитание получили сполна?

— Знаете, прежде всего родители учили жить по законам совести, Всевышнего. Например, никогда не обижать того, кто слабее, никого не унижать. Я и в драке, если приходилось, всегда на более взрослых лез.

— Драться тоже приходилось?

— А вы как думаете? Я рос в деревне, трудился в рабочих коллективах, жил в общежитиях. И еще с детства видел, как родителям даются деньги. Потому, несмотря на всяческие их запреты, старался хоть что-то сам заработать. На новые брюки к школе, например. Работал грузчиком, помогал на кормозаготовке. Помню, были тогда два тракториста — Файзылгаян-агай и Альфир-агай. Очень их все уважали, я тоже. В школе мы изучали тракторы и автомобили. Учитель Фагим Валеев так нас сумел увлечь! И настоящим счастьем было получить допуск на работу в качестве помощника тракториста. После восьмого класса работал уже вместе с братом Ильдаром на тракторе. А в 16 лет отработал полный сезон на ДТ-75, вспахал 191 гектар августовской зяби. Помню, пашешь поле вдоль дороги, а по ней люди идут. Так стараешься из кабины выглянуть, чтобы видели: смотрите, это я! В общем занял тогда первое место среди всех трактористов, выполнив 36 норм.

— И получили за это...

— Пожалуй, самый дорогой в моей жизни подарок. Председатель колхоза Радис Латыпов пришел награждать школьников, хорошо поработавших летом. Вижу: среди призов — настоящая хоккейная клюшка! А хоккей тогда был нашим главным увлечением. У меня глаза загорелись. Мы ведь играли самодельными клюшками из черемухи, коньки-«снегурки» проволокой привязывали к валенкам. И вот вручают клюшку другому парню. Вызывают меня, а я от расстройства... Ну, не плачу, конечно, но все же... А председатель достает приз — коньки! Самые настоящие «канадки» с ботинками! Знаете, я плохо помню дальнейшее. Я и целовал, и обнимал их, свои первые коньки. Играли в них потом по очереди: сначала — я, потом еще кто-то, строго по времени.

Здесь необходимо уточнение: наш собеседник и сегодня — капитан и один из главных бомбардиров сборной района. Потому что главный — его сын Тимур.

— А потом сбылась и главная ваша мечта.

— Да, после окончания Башсельхозинститута. Но до этого вышло так, что на соревнованиях по самбо я получил травму и вынужден был взять «академ». Во время него успел поработать учетчиком, помощником бригадира комплексной бригады по растениеводству, агрономом-мелиоратором, то есть прошел весь путь поэтапно до главного агронома.

— И, казалось, всего достигли.

— Не казалось. Появилась новая цель — стать председателем. Она, кстати, не покидала меня и тогда, когда возглавил ДРСУ. Предваряя ваш вопрос, скажу: в хозяйстве я активно вел комсомольскую учебу и меня направили на работу в орготдел райкома партии. Затем избрали первым секретарем райкома комсомола. Но мне хотелось создать что-то свое, чего еще не было в районе. Между тем, мой брат жил тогда в Москве и имел черный пояс по таэквондо. Я и загорелся: почему бы не создать федерацию таэквондо в районе? Уговорил брата вернуться, и взялись мы с ним за дело. Двадцать лет уже нашей федерации. Об успехах ее можно долго говорить. А еще тогда, в начале 90-х, стала меняться жизнь, началось возрождение духовности. Я всеми силами хотел помогать этому. В созданном духовном управлении мусульман района я стал заместителем председателя по строительству. Но настал день, когда глава администрации Фрид Арманшин пригласил и сказал: ты нужен району как начальник ДРСУ. Его заместитель Ангам Садыков напомнил, что отпускали меня временно. Под руководством этого человека — светлая ему память — я 11 лет строил, ремонтировал, обновлял дороги района.
— Скажите, а как уживались вместе вера и работа в партийно-комсомольских органах?

— А разве когда-то запрещалось верить в доброе, в высшие идеалы? Я ведь по пять раз в день намаз не читаю, но Коран у меня и сейчас в кабинете на видном месте.

— Зато во время работы в райкоме вы свою судьбу встретили, правда?

— Это отдельная история. С Резидой мы познакомились, когда я еще в Аксаитове работал. Она как член бюро райкома комсомола частенько приезжала к нам с разными поручениями. Потом мы в райцентр с большим концертом приехали. В общем, поддерживали отношения. А когда я уже в райкоме партии работал, Резида детской библиотекой руководила. И вот ее тоже решили в нашу систему определить. Она зашла ко мне посоветоваться: как быть? Я говорю: лучше откажись. Но там давят, спрашивают: чем вам наша партия не нравится? Тогда, говорю, скажи: я замуж выхожу. А за кого? И вот тут я сказал то, что давно носил в сердце: «За меня. Да-да, за меня!»

Такое вот было официальное предложение. И когда она оповестила об этом руководство, там руками развели: ну, если за Гараева... Понимали: я близкого человека в обиду не дам никому, а какая в те годы райкомовская работа без обид была? Так уж получилось, что с тех пор она всегда как бы в моей тени, хотя немало ей довольно высоких постов предлагали. Понимает: два руководителя в семье — это лишнее.

— Вот и дети уже взрослые.

— Да, дочь Лилия Академию экономики и сервиса окончила, теперь она — художник-дизайнер среды. Красный диплом получила и стесняется перед однокурсницами. Сейчас у нее несколько предложений от солидных фирм, но нам в Татышлах тоже такие специалисты нужны. Сын Тимур как раз вступительные экзамены сдает после школы.

— Рушан Кадимович, вы ожидали, что вам предложат возглавить район?

— Не ожидал. И поначалу очень опасался, что не потяну, что сил не хватит. Жена вообще в шоке была. Она тут же отпуск взяла и весь месяц меня обихаживала, как могла, от всех домашних дел освободила. Дети тоже старались учиться еще лучше.

— С чего вы начали?

— Постарался взять за принцип, что глава для людей, а не наоборот. Конкретно начал с создания условий для людей на местах. Элементарно распорядился, чтобы в каждой организации были нормальные туалеты и умывальники. Чтобы люди в валенках на работе не сидели. Чтобы с радостью на работу шли и довольные домой возвращались. А все остальное приложится, правда?

— Во сколько начинается рабочий день главы района?

— Около шести утра.

— Наверняка, с зарядки, как положено истинному спортсмену?

— Как раз нет. Кого как, а меня зарядка на спортивный лад настраивает. Летним утром перед душем, например, люблю пройтись по росе босиком, еще раз предстоящий день обдумать.

— Потом, конечно, сытный завтрак. Кстати, а сами что-нибудь сготовить можете?

— Могу. И, думаю, мало кто пожарит картошку с лучком, как я. Процесс строго индивидуальный, начиная с чистки картошки и подготовки сковороды. Потом — масло, слой лука, чеснока, картошки. И так — слоями, со специями. Потом немного воды и под крышку. Жарю, пока не образуется румяная корочка.

— Эх, да еще с колбаской!

— Колбасу не ем вообще, только натуральное.

— А вот как насчет дров наколоть?

— Элементарно, хоть машину, без устали. Я ведь деревенский. Вот и дом, баню своими руками построил. С помощниками, конечно, как без них.

— Что-то почитать, кроме прессы удается?

— Недавно «А зори здесь тихие» перечитал — всякий раз надеюсь, что девчата выживут.

— В спорте за кого болеете?

— Футбол не смотрю вообще. Это же смешно — победу над маленькой Чехией праздновать всей страной. А так — болею за того, кто слабее.

— Из фильмов что предпочитаете?

— Не смотрю совсем. Только время зря тратить, да и нет сейчас, на мой взгляд, хороших фильмов.

— Поохотиться, порыбачить?

— В жизни ни одного пескаря не поймал. Хотя хорошо приготовленную рыбу люблю.

— В театры с женой удается выбираться?

— А мы и не стремимся. Зато ходим на все наши районные концерты. У нас своих талантов хватает, причем многие могли бы и рангом куда выше выступать.

— С музыкой какие у вас отношения?

— Здесь я всеяден. Принимаю и воспринимаю все.

Знаете, в конце беседы подумал: вот такие — настоящие — на любом посту потянут. За ними и люди идут.
Читайте нас: