Все новости
Cоциум
25 Июля 2012, 15:59

Пьянка и Ко. Соображение «на троих»

Пьянство в трудовых коллективах имеет не только медицинскую или юридическую подоплеку. Выдающийся отечественный ученый Эдуард Бехтель в середине 80-х годов прошлого века, аккурат перед горбачевской антиалкогольной кампанией, изучил это явление с точки зрения социологии. И вот что он установил.

Люди, злоупотребляющие спиртным, сбиваются в группы. Мысль эта, такая вроде бы простая и очевидная, если ее развить, позволяет несколько иначе увидеть перспективы антиалкогольной профилактической работы.

Чаще всего в нашей жизни алкогольные группы формируются, прошу простить за тавтологию, на основе формальных групп: бригад, смен, участков, офисов. В деятельности такой алкогольной группы решающая роль принадлежит ее лидеру. Вариантов «лидерства» всего три.

Первый: лидер и формальный начальник — это разные люди. При этом алкогольный лидер имеет социально позитивные установки. В такой группе потребность ее членов в спиртном не вытесняет установку на труд, а до поры до времени уживается с ней. Члены такой группы выпивают, как правило, после работы, хотя могут, если есть такая возможность, «принять» и непосредственно «у станка». Если вдруг случается эксцесс, связанный с алкоголизацией кого-либо из участников группы (опоздание, прогул, сильное похмелье или другой «залет»), то в последующие дни все коллеги-собутыльники дружно стараются загладить неприятности ударным трудом. То есть, тут баланс между ущербом от пьянства и авралами после выпивок еще как-то худо-бедно, по крайней мере, внешне, соблюдается.

Второй вариант: лидер и формальный начальник — это, опять-таки, разные люди. Но в этом случае лидер из «белого и пушистого» превращается в бунтаря-протестанта. С точки зрения отношения к спиртному, разумеется. И в этом смысле лидер группы уже четко противопоставляет себя формальному руководителю коллектива. Перспективы деятельности такой группы могут быть разными — от полной ее изоляции, вплоть до превращения ее в своеобразное инородное тело внутри коллектива, и до того, что в изоляции может оказаться сам формальный начальник, став своего рода изгоем, «язвенником-трезвенником» и «белой вороной». Та же судьба в коллективе ожидает и немногих других непьющих или малопьющих работников. Функционирование такой группы всегда наносит ущерб работе. И продолжение ее существования — это вызов и явное «бельмо на глазу», проблема, с которой надо что-то делать.

Наконец, третий вариант: лидер алкогольной группы и формальный начальник — суть одно лицо. Думаю, всем понятно, что это наихудший для трудовой деятельности вариант. В таком коллективе употребление спиртного становится де-факто обязательным. Более того, оно легализуется, а вовлечение в пьянство — облегчается. Молодого или нового сотрудника, только что пришедшего в такой коллектив, сразу берут в оборот. «Новичку надо выставиться». «С получки сбрасываемся». «День танкиста (шахтера, медика, туриста и пр.) отмечаем обязательно». И т. д., и т. п. Далеко не каждый способен выстоять под таким прессингом. Отказ, оппозиция грозят не только изоляцией, но и проблемами по службе. «Он (она) с нами не пьет. Что-то не так. Не «наш» человек». Дилемма тут предельно проста: или группа, или труд (дело, бизнес, результат, успех). Другого не дано.
Уважаемый читатель, тебе это знакомо? Ты понимаешь или, может быть, знаешь это все по своему собственному опыту или по опыту своих знакомых?
Читайте нас: