Все новости
Cоциум
22 Мая 2012, 15:23

Ночь в музее

Экспонаты не ожили, фокус не удался?

В этом году Уфа оказалась в культурной «струе» — ночь музеев прошла одновременно во многих городах России и Европы. Правда, если сравнивать, как эта международная акция организуется в других местах, то наша картинка с праздника окажется достаточно тусклой. У нас гордятся тем, что по количеству музеев Башкирия занимает первое место среди субъектов России: на территории республики 96 музеев (25 —государственных и 71 — муниципальный). Однако, к примеру, во Франции, территория которой всего лишь примерно в 3,8 раза больше Башкирии, 1200 (!) музеев.

Помимо музеев с мировым именем, в эту волшебную ночь были открыты квартал антикваров на известном Блошином рынке Парижа, вилла известного скульптора в пригороде Медон, Дворец изобразительных искусств в Лилле, куда люди могли прийти со своими книгами, чтобы участвовать в сооружении конструкции Башни Бабеля... В Москве, кроме прочих интересных экспериментов, художники провезли свои картины на тележках по городским бульварам, назвав эту акцию «Кочевой музей современного искусства». Санкт-Петербургский музей современного искусства предложил посетителям прогулки по старинному кладбищу и фестиваль параллельного кино, а библиотека имени М. Ю. Лермонтова — бал-маскарад в старинном особняке… В Казани молодые художники «скрестили» свои кисти на «живых холстах» в конкурсе боди-арта, любители фэнтэзи и ролевых игр участвовали в разнообразных квестах, в «Лежачем кинотеатре» можно было лежа смотреть на потолке мультфильмы и кино о работе Национального музея, а вечером — встретиться с его призраками.

Что же предлагали посетителям наши, уфимские музеи? Республиканский музей боевой славы, не мудрствуя лукаво, перемежал концертные номера с выступлениями военно-патриотических клубов города (это происходило на улице). В залах были представлены выставки стрелкового оружия, «Отечественная война 1812 года в гравюрах», анимация «Ожившие экспонаты музея боевой славы». По накатанному пути пошли и в музее 112-й Башкирской кавалерийской дивизии: экспозиция, концертная программа на площади. В данном контексте странно выглядела лекция для учеников старших классов «Профилактика алкоголизма и наркомании». В 23 часа на фасаде здания начался показ документального фильма о Башкавдивизии. В Мемориальном доме-музее имени Мажита Гафури опять же прошли концерт народного вокального ансамбля «Ляйсан» из чишминского дома культуры и выставка работ учеников Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касыма Давлеткильдеева; справедливости ради надо упомянуть несколько выбивающийся из общего унылого веселья мастер-класс по боди-арту.

Вдохновляет? Меня, признаться, не очень. Остается гадать, какое впечатление произвело на президента Рустэма Хамитова посещение пяти из десяти принявших участие в акции столичных музеев и галерей. Но, как воспитанный и культурный человек, во время посещения музея 112-й Башкирской кавалерийской дивизии он сказал следующее:

— Я сегодня решил посвятить вечер, может быть, даже часть ночи, походу по музеям. У нас большие богатства собраны в коллекциях, у нас большие художественные ресурсы — так что приглашаю вас посетить музеи, сегодня будут курсировать автобусы. И можно за один вечер на несколько месяцев вперед зарядиться впечатлениями от прекрасного, погрузиться в атмосферу истории.

Творчески подойти к организации музейной ночи постаралась галерея актуального искусства Х-МАХ, где две известные российские стрит-арт-группы — ZUK Club и «Группа 310» ярко и графично расписали зал на тему «Война и мир как образ будущего». А также художественная галерея «Мирас» — там открылись выставка живописи эпатажного уфимского художника Евгения Севастьянова и фото-экспозиция Ольги Галанцевой «Сна-видения» (туда, кстати, президент с супругой тоже заглянул).

Пела под гитару рыжая девушка, гости вальяжно полулежали в креслах, наблюдая видеопроекцию на стене, часть публики бродила по залам, стремясь постичь глубину современных арт-творений.

Если Ольга Галанцева использовала снимки как основу для выражения своих ночных впечатлений, то Евгений Севастьянов, соединив в единой технике фотографию и живопись по стеклу, стремился показать общность наших с вами переживаний:

— У каждой семьи есть история, фотоархив. Изображая родных мне людей, я не хотел подчеркнуть их индивидуальность, наоборот — цель была в том, чтобы каждый увидел образ своей семьи, ощутил схожесть со всем человечеством…

Народу было не так много, в основном — молодежь. Все-таки акция ночная. Хотя часть музеев работала не до четырех утра, а только до полуночи. Но если учесть, сколько пьяных неадекватных личностей шаталось в субботу по городу уже начиная с 8 — 9 вечера, хотелось скорее прикоснуться не к культуре, а к ручке родной двери и защелкнуть за собой замок.
Читайте нас: