Ежегодно количество жалоб жильцов на управляющие компании увеличивается на 40-50 процентов. Недовольство качеством услуг и необоснованными коммунальными платежами растет как на дрожжах, а компании, расплодившиеся, точно грибы после обильного дождя, продолжают чувствовать себя вольготно. За первый квартал в Госжилинспекцию республики поступило уже более двух тысяч обращений. Если же свести воедино статистику всех министерств и ведомств, цифра получится внушительная. Однако эффект от этого — как от ударов головой о кирпичную стену. Позиция УК предельно ясна, главное — получить прибыль, а как же интересы жильцов? Их призван защитить новый региональный закон.
Законопроект «Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан» в первом чтении депутаты уже одобрили. Между первым и вторым — самое время вносить поправки. Миссия на новый закон возлагается особая: выстроить механизм взаимоотношений между местными органами власти, управляющими компаниями и собственниками жилья. Вряд ли найдется другой более животрепещущий вопрос и столь ожидаемый закон. В разрозненных постановлениях, актах, положениях Жилищного кодекса РФ, хитросплетениях прав и обязанностей сторон и бывалому юристу разобраться непросто, не то что обычному человеку.
К обсуждению нового закона в рамках проекта «Открытая республика», инициированного президентом Рустэмом Хамитовым, парламент пригласил все стороны. Кульминацией стал «круглый стол», на котором собрались не только депутаты, но и представители УК, муниципалитетов, активные блогеры. Последние, «заняв оборону» с противоположной от модератора встречи стороны стола, сильно выбивались из общей массы участников свободным стилем одежды.
С основными положениями законопроекта собравшихся ознакомил вице-спикер Госсобрания-Курултая РБ Рафаил Зинуров. Документ предполагает усиление государственного жилищного надзора и контроля, при осуществлении которых особое внимание будет уделяться соблюдению прав граждан, своевременности выполнения работ по содержанию и ремонту домов, расчетам расходов и целевому использованию денежных средств. Официальные формулировки разбавил начальник Госжилинспекции республики Ильдар Замалетдинов, обозначив остроту проблемы в цифрах.
С начала года выявлено почти 14 тысяч нарушений, что в разы превышает показатели прошлых лет, выдано более двух тысяч предписаний, составлено 313 административных протоколов и почти столько же материалов передано в надзорные органы. Говоря о поступающих жалобах, главный жилищный инспектор отметил, что чаще всего люди жалуются на некачественные услуги, на втором месте — необоснованное завышение тарифов. Обращений по последним, по мнению Ильдара Замалетдинова, было бы куда меньше, если бы УК вели разъяснительную работу с населением: не ограничивались скупым списком, а представляли развернутый отчет, на какие именно работы пошли деньги.
— В законе также важно учесть, что в малых городах, в районах управляющие компании находятся в неравных, по сравнению с коллегами из крупных городов, условиях, — заметил начальник инспекции. — Собираемых средств попросту не хватает на то, чтобы содержать дома в надлежащем состоянии, а больший счет жильцам не выставишь. Поэтому нужно четко прописать механизм поддержки добросовестных управляющих компаний из муниципального бюджета.
По замыслу тех, кто принимал Жилищный кодекс РФ в 2005 году, контроль за деятельностью управляющих организаций должны были осуществлять сами собственники жилья. На бумаге все просто, но реальность оказалась жестче. Чтобы помочь жильцам призвать компании к ответственному исполнению своих обязанностей, в прошлом году в республике был запущен проект «Домком». Было избрано свыше 10 тысяч председателей домовых комитетов. Планировалось, что они станут связующим звеном между УК и собственниками, помогут эффективно управлять домами и контролировать качество услуг. Но планы так и остались планами, на деле ничего не происходит. Об этом на заседании заявил председатель общественного движения «Союз домовых комитетов РБ» Арсен Нуриджанов. Его выступление всколыхнуло участников, придав дискуссии иной вектор.
— В договоре на управление домом компании прописывают свои услуги, но делают это формально, — пояснил Арсен Нуриджанов. — Вот, к примеру, я являюсь председателем комитета в доме по улице Ленина. Получил отчет «ОАО УЖХ Ленинского района» за прошлый год. И что вижу? Цифры не обоснованы, методика расчета не показана, часть запрошенной информации — по размеру фонда капремонта, дебиторской задолженности жителей, кредиторской задолженности компании — просто не представлена. Расшифровками себя не утруждают. Пишут таким образом: столько-то тысяч — услуги по электрике, а столько — по текущему ремонту.
О прозрачности смет говорить не приходится. По словам председателя движения, за все время своей работы он ни разу не видел акта сверки по ремонту, не раз приходилось сталкиваться и с тем, что руководство компаний действует в обход домкомов, подделывает подписи в документах. Развитию негативных тенденций способствует и отсутствие здоровой конкуренции между УК. Большинство жильцов управляющую компанию не выбирало — заключить договор предлагалось только с конкретной организацией.
— Все управляющие компании являются частными фирмами, и когда мы пытаемся прояснить те или иные вопросы, нам отвечают всегда одинаково: «Это коммерческая тайна». Как можно выстраивать диалог в таких условиях? Поставщики ресурсов, такие как ОАО «Башкирэнерго», регулярно публикуют списки управляющих компаний-должников (ознакомиться с ними можно в №№ 29, 47, 73 газеты «Республика Башкортостан»), а ведь 90% жителей платят за энергию регулярно, — констатировал Арсен Нуриджанов.
Так где же застревают платежи? И к чему посредники, когда выгода прямой связи с поставщиками воды, тепла и электроэнергии более чем очевидна? Пристально изучив ситуацию в Уфе, председатель движения домкомов выяснил следующее. Все уфимские УЖХ, управляющие большей частью жилого фонда города, — это частные организации. Их учредителями, сообщил Арсен Нуриджанов, выступают МУП «УЖХ Уфы», которому принадлежит четверть акций, ОАО «Инвестиционное агентство» с 49-тью процентами и два закрытых акционерных общества — «Городские коммунальные системы» и «Цветы Башкирии». Первое имеет 26 процентов акций в Кировском, Октябрьском и Сипайловском УЖХ, второе — столько же процентов в остальных пяти. В советы директоров этих управляющих компаний входят городские чиновники. Они обязаны заботиться о благе горожан как никто другой, и раз механизм не работает, значит контроль необходимо усилить.
За все управляющие компании и их грехи ответ держало ОАО «УЖХ Октябрьского района» Уфы, которое обслуживает 486 домов. Директора компании Ильдара Губайдуллина как одного из немногих представителей УК, налаживающих сотрудничество с председателями домовых комитетов и ведущих открытый диалог с жильцами, к участию в обсуждении пригласил Арсен Нуриджанов.
— На общих собраниях при обсуждении размера платы собственники предлагают исключить ряд услуг. Например, по очистке вентиляционных каналов, диспетчерской связи, дезинфекции. А ведь это может привести к отключению газа, остановке лифтов, несчастным случаям, размножению грызунов, — сказал директор компании. — Требуют ремонта подъездов, но не хотят платить.
— Люди жалуются, когда не видят результата. Большинство согласны платить, но дело в том, что им не ясно, куда уходят деньги, — парировал начальник Госжилинспекции Ильдар Замалетдинов. — Вы сейчас раскрываете информацию и отражаете, например, общую стоимость уборки и вывоза мусора. Но жильца интересует не это, ему нужно знать, из чего образовалась эта сумма.
В разговоре после заседания Ильдар Губайдуллин отметил, что компании приходится метаться меж двух огней — поставщиками ресурсов и жильцами. Так, перед ОАО «Башкирэнерго», по данным на апрель, за потребленную горячую воду компания имеет долг в размере 31,5 млн рублей. Дебиторская же задолженность, по словам директора, достигла уже 100 млн рублей. Конструктивный диалог с председателями домовых комитетов тоже не всегда удается выстроить, но, выразил уверенность Ильдар Губайдуллин, это временное явление, пока вся система отношений в сфере ЖКХ не устоялась, да и общественное движение домкомов еще только развивается. «Председатели домкомов станут нашими первыми помощниками и товарищами, надо только немного притереться друг к другу», — заключил он.
В завершение заседания право выразить свое мнение по проекту закона было предоставлено блогерам. Они поддержали предложение парламентариев закрепить в документе необходимость создания при муниципалитетах общественных советов по вопросам ЖКХ. Опыта публичных выступлений в реальной жизни у приглашенных интернет-активистов, видимо, не так много, поэтому реплики и комментарии оказались несколько смазанными. Блогеры задавали вопросы о раскрытии информации управляющими компаниями, соответствии показаний приборов учета отраженным в платежках суммам, площадях придомовых территорий. Дискуссия перешла в режим «вопрос—ответ», мало похожий на конструктивное обсуждение проекта закона. Тем не менее очередной шаг на пути развития проекта «Открытая республика» сделан. Остается надеяться, что и культуре общения представители блогосферы со временем научатся.
Заседание продолжалось больше двух часов. Острота темы буквально раскалила воздух в зале, где даже при открытом окне стало душно.
— Нельзя допустить формализма, закон должен стать максимально приближенным к жизни, чтобы с ним можно было работать, — резюмировал модератор встречи, руководитель исполкома регионального политсовета партии «Единая Россия» Альберт Мифтахов, отметив, что все мнения участников «круглого стола» и поступившие предложения будут учтены и рассмотрены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.