Все новости
Cоциум
10 Мая 2012, 06:25

Исторические хроники. Ноябрь 1992 года

Скрытая борьба между двумя руководителями органов власти

Анатолий Яковлевич Копсов — российский энергетик, топ-менеджер ряда компаний энергетического комплекса России, председатель Совета министров республики (1992 — 1994), член Совета Федерации (1994 — 1996).  А. Копсов окончил Ивановский энергетический и
Анатолий Яковлевич Копсов — российский энергетик, топ-менеджер ряда компаний энергетического комплекса России, председатель Совета министров республики (1992 — 1994), член Совета Федерации (1994 — 1996). А. Копсов окончил Ивановский энергетический и
— председателем Верховного совета республики Муртазой Рахимовым и председателем Совета министров Маратом Миргазямовым к концу осени 1992-го года достигла своей кульминации. Приобретя открытый характер, она закончилась поражением руководителя исполнительной власти. И дело здесь не только в борьбе за власть, но и в кардинальном расхождении во взглядах по некоторым ключевым вопросам проведения реформ в республике.

Первые признаки открытого противостояния двух ветвей власти проявились в начале 1992-го года в связи с крестьянским вопросом, когда Верховный совет отменил сразу два правительственных постановления: «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и «О крестьянском хозяйстве», отсрочив тем самым распад колхозов.

В дальнейшем противоречия возникали в сфере разделения полномочий. Первым с трибуны расширенного заседания Совмина 21 октября 1992 года открыто выступил М. Миргазямов, заявив о сосредоточении всей полноты власти в республике в руках М. Рахимова. В ответ появилось письмо тринадцати министров, заявивших о своей отставке в связи с несогласием с позицией премьера по отношению к Верховному совету и его председателю. Данное письмо послужило причиной отставки всего Совмина, причем меньшинством голосов депутатов, что являлось нарушением действовавшего законодательства. Кроме того, постановление Верховного совета «О заявлении членов правительства Республики Башкортостан» было подготовлено и подписано М. Рахимовым единолично, без ведома Верховного совета. Сложившуюся ситуацию председатель парламента характеризовал как правительственный кризис, а премьер — как парламентский.

По мнению М. Миргазямова, кризис назревал уже давно — с целью смещения правительства готовились изменения в Конституции, а президиум Верховного совета принимал указы по чисто хозяйственным делам, в частности — о создании и регулировании деятельности акционерных обществ. Назначением министров тоже занимался Верховный совет. Помимо того, именно председатель законодательного органа, а не глава правительства, что было бы логичнее, курировал Совет предпринимателей. Таким образом, предпринимательство было еще одним яблоком раздора между властными структурами, особенно в сфере выдачи лицензий на вывоз продукции и товаров за пределы республики.

В это же время о присвоении примерно десятой части национального достояния республики «кучкой людей», находящихся у власти, вновь заявил председатель банка «Восток» Р. Кадыров в своем выступлении в Институте экономики и социологии Башкирского научного центра Уральского отделения (БНЦ УрО) РАН. Он напомнил историю о 100 тысячах тонн нефтепродуктов, исчезнувших в начале года, заявив, что идет перекачивание средств из государственных структур в коммерческие.

Кстати, Р. Кадыров предложил М. Миргазямову, покинувшему пост премьера, занять место банковского служащего с окладом в один миллион рублей в месяц. Последний ответил отказом.

Между тем, новым председателем Совмина был избран Анатолий Копсов, работавший до этого момента гендиректором АО «Башкирэнерго». За него проголосовало внушительное большинство депутатов, правда альтернативных Копсову кандидатур все равно не было
В своей программной речи Копсов дал аналитикам много материала для прогнозов его деятельности на новом посту. Стратегическое развитие должны были получить, по его мнению, топливная, энергетическая и машиностроительная отрасли промышленности. Должна была также сохраниться жестко контролируемая президиумом Верховного совета аграрная политика в деятельности Совета министров, направленная на поддержание колхозов и совхозов. Анатолий Копсов высказывался резко против «шоково-терапевтических» методов преобразования экономики.

В целом политические события ноября 1992-го года сильно пошатнули авторитет председателя Верховного совета М. Рахимова. Оппозиционная печать («Ленинец», «Экономика и мы», «Волга-Урал») обрушила в его адрес шквал обвинений.

Директор Института экономики и социологии Х. Гизатуллин после опубликования им статьи «Куда идет Башкортостан — к диктатуре или демократии?» начал быстро приобретать сторонников. Против М. Рахимова и Верховного совета сформировалась сильная, открыто противостоящая ему оппозиция, ядро которой составили бывший премьер М. Миргазямов, председатель банка «Восток» Р. Кадыров, председатель ДУМЕС муфтий Т. Таджуддин и руководство БНЦ УрО РАН. Ни один из противоборствующих лагерей нельзя было причислить к демократам — и на той, и на другой стороне собралось много бывших партаппаратчиков. Так, почти все бывшие члены бюро обкома партии, в том числе бывший первый его секретарь И. Горбунов, нашли себе прибежище под крылом Кадырова в банке «Восток».

Еще сильнее накалило обстановку опубликованное в газете «Ленинец» обращение от имени Республиканского общественного комитета по экономической реформе и социальной защите населения, Татарского общественного центра, Думы общественного объединения «Русь», Республиканского объединения НПСР, Республиканского объединения ДПР. В обращении говорилось о том, что реформы в республике проводились в интересах партаппаратчиков, ведомств, отдельных групп и мафиозных элементов, что приватизация экономики проходила с грубейшими нарушениями законов. Подчеркивалось, что шло присвоение основной доли государственного достояния госчиновниками и аппаратчиками. В качестве примеров приводились «Башкирэнерго», Уфимский фанерно-плиточный комбинат, Уфимский мясоконсервный комбинат и др.

Авторы обращения выдвигали требования приостановки акционирования тех предприятий, где в ходе приватизации нарушались законы РФ и ущемлялись права граждан. Помимо этого от Госкомимущества требовалось в обязательном порядке перед началом процедуры приватизации того или иного предприятия проводить общественно-правовую экспертизу.
В противном случае авторы обращения пригрозили сбором подписей для проведения референдума по досрочному прекращению полномочий Верховного совета.

В ответ на все эти критические выступления в СМИ, проводящих линию М. Рахимова («Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Советская Башкирия», «Известия Башкортостана»), было опубликовано интервью с председателем Верховного совета, где он объяснил причину отставки М. Миргазямова тем, что Совмин не справился с задачами, возложенными на него в связи с приобретением республикой большей экономической самостоятельности.

М. Рахимов заявил также о необходимости принятия республиканского закона о Совете министров. В своем интервью он выражал озабоченность положением дел в хозяйственно-экономической сфере. Выяснилось вдруг, что конкретные мероприятия по улучшению продовольственного обеспечения — проблемы со сбором молока у населения, выращивание овощей, кукурузы, обработки кожсырья, пошив дубленок, организация маслобоек — все находится в сфере пристального внимания председателя парламента.

М. Рахимов обозначил, что хотел бы иметь около себя таких деятелей, как С. Шахрай и Г. Явлинский, и выделил в новом председателе Совмина А. Копсове такие качества, как принципиальность, порядочность, знание проблем республики. Однако на принципиальный вопрос — как обстоят дела с вывозом нефтепродуктов за пределы республики — был получен весьма уклончивый ответ.

Между тем, своим чередом шла подготовка к ноябрьским праздникам.

Организаторами митинга, посвященного 75-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, были правление социалистической партии Башкирии, уфимская организация российской коммунистической рабочей партии (РКРП), движение «Трудовая Башкирия» и совет рабочих Уфы при участии городского Совета народных депутатов. Преобладающее большинство митингующих составляли пожилые люди. Выступающие изобличали «врагов народа» в лице Ельцина, Горбачева, Гайдара.

Еще одним важным событием в жизни республики в этот период стал визит делегации РАН во главе с академиком Н. Лаверовым. После переговоров с М. Рахимовым, руководством Башкирского научного центра и Академией наук Башкортостана было решено приостановить действие постановления президиума Верховного совета РБ «О правовом режиме имущества научных учреждений, входящих в состав Академии наук Республики Башкортостан». На встрече было признано целесообразным ликвидировать «промежуточное звено» — Уральское отделение (УрО) — во взаимоотношениях между БНЦ и РАН. Это решение по уставу должно утвердить общее собрание РАН, которое планировалось в декабре.

Судьба науки не оставила равнодушными деятелей общественных организаций А. Аринина («Русь») и К. Яушева (ТОЦ). Они обратились к депутатам Верховного совета с заявлением об отмене решения о ликвидации БНЦ. В противовес данному заявлению в газете «Известия Башкортостана» появилась статья «Беспредел» за подписью шести докторов БНЦ, направленная против президента БНЦ УрО РАН Г. Толстикова.

Текст статьи в краткой форме два раза транслировался по местному радио и один раз по телевидению. По всей вероятности, в I квартале 1993-го года, на который назначены новые выборы президента БНЦ, кандидатура Толстикова может не пройти. Дальнейшая судьба обеих академий во многом теперь зависела от того, кто придет на его место.

По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.
Читайте нас в