Все новости
Cоциум
11 Апреля 2012, 04:36

Исторические хроники

Июль — август 1992 года

Колхозно-совхозная система приказала «долго жить». Наступало время фермеров.
Колхозно-совхозная система приказала «долго жить». Наступало время фермеров.
К середине лета 1992 года все усилия республиканского руководства были направлены на то, чтобы избегать или гасить конфликты переходного периода. В Башкирии, где одной из основ экономики всегда было сельскохозяйственное производство, судьба будущего урожая превалировала над политическими страстями.

Власти в тот период удалось обеспечить жизнедеятельность важнейших звеньев экономики и сохранить довольно высокий уровень занятости населения. В два раза медленнее, чем в других регионах России, шло падение объемов производства и строительства. Все это говорит о том, что главным для руководства республики являлось сохранение стабильности в обществе как необходимого условия своей деятельности, что, в свою очередь, позволяло решать вопросы дальнейшей суверенизации.
Кризис колхозно-совхозной системы к этому времени становится фактом очевидным — в республике осталось 2,52 млн га зерновых площадей, что на 70 тыс. га меньше, чем в 1991 году. По сравнению с первым полугодием 1991 года, реализация скота и птицы уменьшилась более чем на четверть, производство молока — на 17,3%, шерсти — на 13,8%. Снижаются соответственно госзакупки скота и птицы на треть, молока — на 27,7%.

К началу июля в хозяйствах республики в неисправном состоянии находились каждый 7-й грузовой автомобиль, каждый 4-й зерноуборочный комбайн и каждый 5-й кормоуборочный. Интересно, что наихудшее состояние техники отмечалось в тех районах, где наименее или совсем не развито фермерское хозяйство (Бурзянский, Бирский и Аскинский районы). А вот в Кармаскалинском районе, где фактически произошла смена формы собственности (остался лишь один колхоз), уборочная техника была укомплектована полностью.

Все вышеперечисленное легло в основу объединенного заседания президиумов рескома профсоюзов работников АПК и совета Аграрного союза республики, где крестьяне выдвинули свои претензии к власти. Например, в ответ на предложенные республиканским руководством закупочные цены собравшиеся заявили, что хлеб по такой цене сдавать не будут, и потребовали от правительства разъяснения в СМИ своей сельхозполитики.

Требовали аграрии и повышения зарплаты, которая в среднем за первое полугодие составила у колхозников 859 рублей в месяц, а у рабочих совхозов — 1 тыс. 328 рублей.

Несмотря на фактический ультиматум, цены правительством пересмотрены не были, а объявленный на 5 августа российским Аграрным союзом День крестьянского единства никак на дальнейшее развитие событий не повлиял. Ни представители АПК, ни правительство так и не решились на активные действия, хотя в кулуарах Верховного совета РБ уже поговаривали об обязательных поставках хлеба по твердым ценам вкупе с карательными мерами как о вполне возможном варианте развития событий.

На этом фоне процесс суверенизации, идущий в республике, носит скрытый, «ползучий», как тогда выражались, характер. Верховный совет добивается обособления от российской государственности не путем прямой конфронтации (как Чечня или Татарстан), а постепенно расширяя круг республиканских полномочий — так, например, было принято решение о переходе на одноканальное формирование бюджета. Как самостоятельное государство республика проводит и судебную реформу, которая началась с принятия закона «Об Арбитражном суде Республики Башкортостан», подчеркивающего полную юрисдикцию республики в решении хозяйственно-правовых вопросов. Готовился пакет документов по другим отраслям законодательства, в частности уголовного и гражданского, принятие которого должно было стать выведением судебных и правоохранительных органов из юрисдикции России. За короткий период заключены договоры об экономическом и культурном сотрудничестве с рядом иностранных государств.

Основной причиной того, что Верховный совет не решался на открытое столкновение с федеральным центром, являлось отсутствие у него опоры на широкие слои населения (во время последней сессии ВС в кулуарах его говорилось о том, что по результатам неопубликованного социологического опроса свыше 90% жителей РБ к деятельности Верховного совета относятся или недоверчиво, или индифферентно) и представителей местных властей.

В рамках международного проекта «Новая демократия и местная власть» было проведено исследование, целью которого был анализ мнений работников мэрий, глав администраций, исполнительных комитетов и хозяйственных руководителей по проблемам деятельности органов местной власти. Почти 74% из числа опрошенных назвали главным своим приоритетом «сохранение спокойствия и порядка в республике», и в случае форсирования процессов суверенизации Верховный совет не нашел бы в них поддержки. В то же время все остальные решения ВС РБ не встретили бы сопротивления или даже могли быть поддержаны, какими бы консервативными они ни были (запрещение частного землевладения, ограничение свободы предпринимательской деятельности и т. п.). Так, 39,1% опрошенных представителей местных властей солидарны с КПСС, 30,4% заявили об отсутствии устойчивых политических ориентаций и лишь 30,1% респондентов подчеркнули приверженность демократической ориентации.

Одновременно с этим появляются первые более или менее вразумительные разборы проекта конституции. В августе по проблемам межнациональных отношений, отраженных в проекте, произошел «обмен ударами» между лидерами ТОЦ и «Руси», с одной стороны, и БНЦ «Урал» и БНП, с другой. Лидеры Совета Федерации профсоюзов республики (бывший ОК ВЦСПС), в свою очередь, потребовали включить без изменений в текст новой конституции положения о социальных и экономических гарантиях, содержавшихся в Конституции БАССР 1978 года. Что касается лидеров набиравшей силы Социалистической партии Башкортостана, то их требование — изменить «тоталитарную» 59-ю статью проекта, запрещающую среди прочего пропаганду социальной (классовой) вражды и ненависти и призывы к ниспровержению конституционного строя.

По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.

Акцент

Финансовая ситуация в АПК летом 1992 года:

Задолженность колхозов и совхозов по ссудам к началу августа по сравнению с январем возросла в 2,8 раза и достигла почти 3 млрд рублей. Задолженность же государства по возмещению дополнительных затрат сельскому хозяйству республики составила около 900 млн рублей. Общие неплатежи АПК по расчетам с поставщиками и подрядчиками возросли против соответствующего периода 1991 года на 4,8 млрд рублей.

В течение первого полугодия правительства РФ и РБ оказали финансовую помощь колхозам и совхозам в сумме 4,9 млрд рублей, однако последние потребовали для проведения уборки урожая еще 2,3 млрд рублей, выделение которых затягивалось.


В следующем выпуске «Исторических хроник»:
  • Кампания в республиканских СМИ о необходимости отмены выборов президента РБ.
  • Образование Духовного управления мусульман РБ и его противостояние с ДУМЕС.
Читайте нас: