Все новости
Cоциум
23 Марта 2012, 03:43

Стоит ли терпеть обман?

Люди всё чаще обращаются за защитой попранных интересов

Народ становится более зубастым — такой вывод напрашивается при знакомстве с данными работы Управления Роспотребнадзора по РБ в минувшем году. В ведомство обратились 4 тыс. 156 человек — в полтора раза больше, чем в 2010-м. Как и прежде, лидирует торговля — 62,5% обращений, за ней следует предоставление услуг ЖКХ — 9,4% и финансовых услуг — 7%.

Как сообщил руководитель управления Евгений Степанов, специалисты провели 2 тыс. 140 проверок, 346 административных расследований и выявили 6 тыс. 521 нарушение — на 40% больше, чем в 2010 году. Штрафы были вынесены на 9,1 млн рублей.

Залезть в долги легко…

С нарушениями в торговле специалисты управления бороться уже привыкли. А вот финансовая сфера пока не очень-то обжита. Тем не менее, она все больше обращает на себя внимание: количество заявлений на нарушения прав выросло здесь аж на 90%. В абсолютных цифрах это 292 жалобы. После проверки финансовых учреждений, занимающихся кредитованием, а в ряде случаев — административных расследований наложены штрафы на 280 тыс. рублей.

Причина такого положения, как считают в Роспотребнадзоре, — в недостатке финансовой грамотности у значительной части населения. Люди зачастую принимают неправильные решения при распоряжении своими средствами и идут на неосознанный финансовый риск. Этим умело пользуются отдельные кредитные организации.

Оно и понятно: хочется по-современному обустроить свой быт, а денег для этого нет. К роковому шагу людей подталкивают и агрессивная маркетинговая политика производителей и продавцов, навязчивая реклама, опасная доступность кредитов. Дело кончается тем, что человек залезает в долги. И только потом, опомнившись, начинает жаловаться на банки.

У большинства пострадавших — одни и те же проблемы. Либо человек задолжал в связи с просрочкой платежей, либо не в состоянии выплатить не снижающуюся сумму долга при оплате по кредитной карте. Виноваты в такой ситуации не только заемщики, но и кредитные организации, нарушающие нормы законодательства. Так, зачастую клиентам навязывают дополнительные возмездные услуги, берут с них единовременные и ежемесячные комиссии, не предоставляют необходимую информацию.

Вот несколько примеров. При заключении кредитного договора с одним из банков гражданину не была предоставлена необходимая и достоверная информация. По результатам расследования кредитная организация оштрафована на 10 тыс. рублей. Арбитражный суд Москвы и Арбитражный апелляционный суд, куда он обратился, оставили постановление в силе.

Тот же банк, заключая кредитный договор с другим гражданином, включил в него условия, ущемляющие права потребителя. Речь шла о возможности одностороннего изменения банком условий договора, безакцептном списании средств со счетов заемщика без его согласия, требовании досрочного возврата кредита в случаях, не предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Кредитное учреждение привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 15 тыс. рублей. В данный момент идет разбирательство в Арбитражном суде.

Зачем тогда счётчик?

Другая весьма проблемная сфера — ЖКХ. В 2011 году в управление поступило 390 обращений граждан о нарушении их прав в этой области. По результатам 159 проверок и 34 административных расследований вынесены постановления об административных правонарушениях на сумму более 2 млн рублей.

Наиболее актуальны здесь невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по содержанию домов, отсутствие информации по оказываемым услугам, несоблюдение порядка начисления и оплаты за них, некачественное их оказание.

Одно из самых распространенных нарушений — начисление платы за тепло по нормативам при наличии в доме теплосчетчиков. Другая нашумевшая история связана с платой за электроэнергию на общедомовые нужды: УЖХ районов Уфы начисляли ее по не утвержденному в установленном порядке нормативу. Виновные оштрафованы на сумму 600 тыс. рублей. Арбитражный суд оставил постановления в силе.

Вместо отдыха — мучения

Недобросовестное ведение бизнеса в туристской сфере в последнее время приобретает все большие масштабы. Проявляется оно в основном в целенаправленном введении граждан в заблуждение по поводу ответственности туроператоров.

В 2011 году на действия турфирм пожаловались 72 человека, что в 2,7 раза больше, чем в 2010-м. Штрафы на нарушителей составили 72 тыс. рублей.

Одно из самых громких дел было связано с ООО «Межрегиональный паломнический центр «Идель Хадж» (Казань). Как показала проверка жалобы, в договорах не были указаны существенные условия и включены пункты, ущемляющие права потребителя. Так, например, в случае отказа клиента от поездки с него взыскивались расходы в процентном отношении от стоимости услуг. Нарушителю вынесено предупреждение и наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

При рассмотрении гражданского иска к центру суд взыскал с туроператора 105 тыс. рублей в пользу истца. За то, что фирма не сочла нужным удовлетворить его законные требования в добровольном порядке, наложен штраф в 52 тыс. рублей.

Суд как последняя инстанция

К слову сказать, нарушители теперь тоже не лыком шиты и зачастую используют все способы, чтобы не отдать клиенту положенное по закону. Об этом говорит тот факт, что количество заключений по делам о защите прав потребителей, направленных в суды, увеличилось в полтора раза. В пользу потребителей присуждено 1,4 млн рублей и 65 тыс. рублей компенсации за моральный вред. Наибольшую долю в этой сумме занимают средства, присужденные в пользу потребителей-заемщиков, — 811,5 тыс. рублей, следом идут сфера торговли непродовольственными товарами — 294,2 тыс., и предоставление туристских услуг — 230 тыс.
Читайте нас в