Все новости
Cоциум
12 Марта 2012, 16:21

Про скрытые резервы роста

Недавно в республике прошел очередной форум промышленников.

Запомнилось услышанное по радио горячее выступление директора Стерлитамакского станкостроительного завода. Оратор сказал, в частности, что в отечественном машиностроении производительность труда ниже, чем в Германии, аж в 22 (!) раза.

Да, грустно. Но посыпать голову пеплом считаю бессмысленным. И хочу сказать, что знаю как минимум один верный способ поднять производительность труда. Это введение на наших предприятиях постоянно действующей системы профилактики пьянства работников.
Пьют у нас многие и много. И проблема эта не решится путем улучшения работы наркологов и репрессий в отношении алкоголиков. Главная задача — чтобы пить в нашей стране стали меньше все, а не только, скажем прямо, уже безвозвратно потерянные хронические пропойцы. А для этого в антиалкогольную профилактику нужно вовлечь основную массу граждан. Возникает вопрос, как? Ответ: профилактика должна работать, простите за тавтологию, на рабочем месте.

Во-первых, люди взрослые, трудозанятые и социально активные — это хребет нации. Если изменится их поведение, то есть, в нашем случае, алкоголь будет занимать в их жизни все меньше и меньше места, то поведение всех других групп граждан — детей, подростков, стариков, иждивенцев — изменится как бы само собой. Во-вторых, по месту работы можно любого человека эффективно мотивировать к участию в профилактических программах — с помощью материальных, моральных, административных рычагов. Никак иначе это не выйдет.

Одна из главных проблем для работодателя сейчас — это кадры. Работать некому. Точнее, может быть, и есть кому, но среди рабочей силы много «брака», и выбирать особенно не из кого. Приходится иметь дело с тем, что есть. Дальше — простой подсчет. По статистике, производительность труда человека в состоянии похмелья снижается примерно в два раза. Сколько на предприятиях нашей республики ежедневно работает, не говорю пьяных, «тружеников» с похмелья? Сто тысяч? Двести? Триста? Кто даст больше? Что же удивляться такой разнице между нами и Германией? Толковый работодатель, может, и рад был бы что-то с этим похмельным саботажем сделать, да руки коротки. Нет законодательного обеспечения со стороны государства. Нет отработанных профилактических технологий. Нет, в конце концов, готовых к подобной работе кадров.

Вот бы нашим государству, обществу и работодателям в этом вопросе достичь согласия. Антиалкогольные профилактические программы на рабочем месте — это важная составляющая успеха всех передовых стран и передовых компаний. В Америке, Японии, Европе до 90% крупнейших работодателей занимаются наркологической профилактикой. Возьмите, любопытства ради, хотя бы открытую информацию о таких «монстрах», как Шелл, Бритиш Петролеум, Тоталь и прочих. У всех у них есть прописанные и обязательные к исполнению антиалкогольные внутренние процедуры: выборочный контроль трезвости на рабочем месте, профилактические тренинги, предоставление шанса на реабилитацию для зависимого сотрудника и т. д. И это не вызывает отторжения, ведь все эти усилия идут на пользу и стране, и бизнесу, и отдельному человеку. Подсчитано, что благодаря антиалкогольной профилактической программе на рабочем месте каждый вложенный доллар (или рубль, без разницы) возвращается обратно с увеличением в 10 — 20 раз.

Считаю, что настало время обратиться к этой практике и в Башкортостане. В других российских регионах, не ожидая разного рода подсказок из центра, эту тему уже активно осваивают: есть такие наработки и в московской агломерации (не путать со столицей РФ), и в Кемеровской области, и у наших вечных «друзей-соперников» из Татарстана.

Вообще, в Татарстане пошли правильным путем — там эту тему уже на старте поддержало и республиканское правительство, и местное объединение работодателей, и вот уже год, как на одном из крупнейших казанских предприятий — заводе «Электроприбор» (далеко не самом проблемном в отношении пьянства, между прочим), успешно осуществляется пилотный профилактический проект. Его результаты будут теперь использованы как модель для соответствующих программ уже в масштабе всего региона. То есть сделан серьезный шаг от слов к делу.

Я хочу, чтобы наша республика сделала то же самое. Со своей стороны готов предоставить для этого свои знания, опыт, время и энергию. И давайте начнем это обсуждать — в смысле, договариваться о том, что, как и когда делать в этом направлении.
Об авторе

Артур Кудашев — психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук. Имеет солидный профессиональный опыт. Работал участковым наркологом, заведующим наркологическим кабинетом в одном из районов Уфы. В настоящее время — эксперт в одной из некоммерческих организаций.
Читайте нас: