Все новости
Cоциум
25 Февраля 2012, 16:54

Что предсказал — сбылось...

26 февраля Марату Миргазямову исполняется 70 лет

М. П. Миргазямов.
М. П. Миргазямов.
Прекрасный повод для того, чтобы заново осмыслить прожитое и пережитое, рассказать о времени и о себе.
У этого человека была непростая жизнь и судьба, что до сих пор аукается. Марат Парисович занимал высший пост в исполнительной власти республики — с 1986 по 1992 год был председателем Совета Министров Башкирской АССР. Однако подробной информации об этом человеке практически нигде нет. Ни в интернете, ни в Башкирской энциклопедии, где о нем всего несколько скупых предложений.

— Марат Парисович, вы долгое время работали в высших эшелонах исполнительной власти республики. Трудились в том числе и под руководством первого секретаря Башкирского обкома КПСС Мидхата Шакирова, которого, как известно, считали человеком очень жестким. Находили ли вы с ним общий язык?

— У Шакирова был свой стиль работы. Он отличался компетентностью, высокой активностью и организованностью, настойчивостью и упорством в решении поставленных задач. Другими словами, Мидхат Шакиров создавал напряжение в работе — касалось ли это уборки урожая, строительства важнейших народно-хозяйственных объектов или ликвидации последствий нештатных ситуаций. Справедливости ради скажу, что большинство актива, руководителей разных рангов, простых людей уважали Мидхата Закиевича. Он вырос в интеллигентной семье, где и получил хорошее воспитание. В нем всегда чувствовалась высокая культура. При нем можно было не бояться выражать собственное мнение, высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему. И никакого негатива лично я не ощущал.

Совсем другой стиль руководства был у Муртазы Рахимова. Как только его выбрали председателем Верховного Совета БАССР, он начал окружать себя преданными людьми. Весь 1992 год был посвящен тому, чтобы устранить меня с политической арены. Изучали мою родословную, национальность. Обратились даже в КГБ с просьбой найти на меня компромат. Там ответили: компромата нет. Тогда на все мероприятия, особенно с участием москвичей, стали приглашать членов Союза башкирской молодежи с транспарантом: «Миргазямова — в отставку!». Но Совмин работал несмотря ни на что. В апреле 1992 года Верховный Совет одобрил мероприятия по реорганизации села. Были утверждены планы по дорожному строительству, газификации и строительству жилья в республике. На одном из заседаний Верховного Совета в повестку дня был поставлен вопрос о доверии правительству. «За» проголосовало 127 депутатов, «против» — 111. И тем не менее правительство было отправлено в отставку...

— И как сложилась ваша судьба после этого?

— Позже я был назначен директором УЗЭМИКа, а в 1993 году выиграл выборы в Верховный Совет по Бижбулякскому округу. Получил поздравление от председателя ЦИК РБ, а через день итоги были отменены.

— И, несмотря на это, в 1998 году вы выдвинулись кандидатом в президенты республики…

— Да, но дважды мне отказывали в регистрации в ЦИКе республики, при этом дважды Верховный суд РФ принимал решение о регистрации, и оба раза ЦИК, выполняя решения суда высшей инстанции, регистрировал меня кандидатом и тут же опять снимал. Пока мы, два кандидата — Александр Аринин и я, — судились, выборы прошли без нас.

— Вы не боялись высказывать свою точку зрения и перед руководством России, о чем свидетельствует стенограмма вашего выступления на всероссийском совещании в Чебоксарах 11 сентября 1992 года. Там вы резко критиковали реформы Егора Гайдара, поддержанные Борисом Ельциным. Не страшно было?

— Вы знаете, все, что я предсказал, сбылось. Тогда я, например, говорил о том, что страну спасут не иностранные инвестиции, не помощь извне, а те, кто умеет и желает работать. И еще я говорил о том, что перед лицом наступающего правового беспредела, развивающейся коррупции, возникновения мафиозных структур новая экономическая программа должна содержать гарантии, пресекающие расползание экономической и уголовной преступности и превращение страны в международный воровской синдикат. Увы, это произошло…

— Горько и обидно слышать и осознавать данный факт. А самое печальное то, что и высшее, и среднее управленческое звено осталось в нашей республике, в принципе, от старых времен, и эти кадры по-прежнему «заточены» на прежний стиль руководства. Наверное, поэтому так медленно осуществляются перемены, инициированные новым президентом?

— Да, на самом деле мы наблюдаем кризис кадров. Сегодня порой месяцами не могут найти человека на пост министра. И это тормозит развитие Башкортостана. Кадры ведь надо воспитывать с малых лет. Бережно лелеять их, пестовать. Они, как известно, «решают все».

— А чем бы вы, аксакалы, могли помочь новому руководству республики?

— Недавно собрались мы, ветераны, и решили создать некоммерческую организацию по поддержке гражданских инициатив. Мы видим свою задачу в том, чтобы помогать нынешнему руководству республики в построении гражданского общества своими советами, предложениями и конкретными действиями.
Читайте нас в