Все новости
Cоциум
13 Января 2012, 15:51

Газеты не умрут. Они просто станут другими

Ещё раз о доверии в журналистике

В одной из столичных школ дали ребятишкам задание: найти в газетах или в Интернете статьи о добрых делах и подвигах современников. И что вы думаете? Родителям вместе с детьми пришлось пересмотреть массу изданий, перекопать Интернет, но они почти ничего не отыскали. Тема оказалась практически забытой.

Современный мир — огромное информационное пространство. И оттого роль средств массовой информации в жизни общества значима, а порой и судьбоносна. Ведь именно журналисты ежедневно знакомят нас с последними новостями, позволяют держать руку на пульсе времени.

Сегодня наша страна нуждается не столько в патриотизме официальном, сколько осознанном, существующем в комплексе постоянно действующих духовных ценностей. И вот как раз с этим не все благополучно.

В современной России духовных или идеологических ориентиров пока не так уж много. Истинный патриотизм, согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, проявляется в уважении традиций (48% опрошенных), укреплении семьи и воспитании детей (46 %), в работе с полной отдачей (26 %). И, что важно, 41 процент опрошенных считают себя безусловными патриотами своей страны. Уже неплохо, даже при всех проблемах, возникающих сегодня с воспитанием гражданина России. Кстати, есть перспектива, что эта цифра может возрасти, если формула российского патриотизма обретет конкретное наполнение.

Настоящего журналиста определяет реальная работа. Открывая недавно конференцию отечественных массмедиа, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов заострил внимание участников на актуальных проблемах. Он говорил о кризисе доверия журналистике. «Тенденция на сегодня такова, что в разы уменьшились тиражи газет и журналов, потому и разговоры в журналистском цехе ведем больше о том, как выжить, о сохранении штатов СМИ, зарплат журналистов в условиях наступления Интернета».

Все мы живем в конкурентной среде. И необходимо уметь выживать в ней. Для печатных СМИ это значит быть актуальными и соответствовать интересам той аудитории, на которую они ориентируются. В обществе созрел заказ на по-настоящему качественную, не ангажированную аналитическую журналистику. К сожалению, журналистика исчезает. Остается только информатика. Как-то незаметно журналистика была подменена этим понятием.

Однако прятаться от проблемы не следует. Надо находить баланс между интересами разной аудитории, искать новые решения для укрепления экономики печатных изданий и работать для своих читателей. Да, журналисты не все могут, иногда проигрывают, но они должны пытаться что-то сделать. А если устал, страшно или денег хочется — лучше просто уйти из профессии.

Сейчас главная задача, которую должны ставить перед собой мои коллеги на ближайшие годы, — вернуть доверие читательской аудитории к журналистике. Чтобы повысить авторитет журналистов, необходимо работать сразу в нескольких направлениях. Это и совершенствование законодательства в области СМИ, которое бурно обсуждается в последнее время, и этическая и социальная составляющие, и повышение квалификации журналистов.

Было время, когда считались нормой высочайший уровень письма и серьезное отношение к слову. Сегодня мало остается людей, преданных профессии, исчезают жанры. Нужно очень сильно постараться, чтобы вернуть журналистике то, что она потеряла.

Как бы ни старались журналисты в освещении тех или иных тем, не всегда эти материалы найдут адресата. И причин тому несколько: отсутствие профессионализма пишущих, дороговизна изданий, засилье рекламы и т.д. Газета — читатель — почта — это бермудский треугольник, в котором потерялась истина.

Не люблю высокие фразы, но миссия журналиста — сплачивать людей и вести их за собой. Однако на рынке печатных СМИ практически нет аналитических изданий. Зато отмечается бурный рост рекламно-информационных. Даже самых сдержанных людей раздражают сегодня заполненные ненужным хламом почтовые ящики.
«При советской власти, как известно, были прекрасные принципы, например действенность, — говорит Всеволод Богданов. — Почему тогда так любили газеты, телеканалы? Все знали: журналист выступил — значит, приняты будут меры, проходимец будет уволен, наказан, посажен в тюрьму, принято будет решение экономическое, политическое, какое угодно – но принято! Это все исчезло… Но как бы там ни было, я думаю, все равно в конечном счете все зависит от личности, которая пришла работать в журналистику»
.
Все мы открываем страницы газет и смотрим телевизионные сюжеты именно с позиции «нам надо жить лучше». Постараемся быть честными перед собой и своим читателем, радиослушателем, телезрителем.

Мавлида ЯКУПОВА,
член Союза журналистов РБ и России.

Читайте нас: