Все новости
Cоциум
11 Января 2012, 12:35

На взрослом пороге

С каким багажом выходит из детдома сирота и что его ждёт в будущем?

Фрагмент спектакля «Как бабы-ежки сказку спасали», который  победил на всероссийском конкурсе «Созвездие».
Фрагмент спектакля «Как бабы-ежки сказку спасали», который победил на всероссийском конкурсе «Созвездие».
В нашей газете под рубрикой «Достойно подражания» вышел материал Анисы Янбаевой «Своим» человека делает любовь» (№ 219 от 16 ноября 2011 г.), в котором речь идет о Серменевском детском доме — первом в республике детдоме семейного типа, где детей приучают к труду, что пригодится им в дальнейшей жизни. В другом уголке республики, в Куганакском детском доме Стерлитамакского района, педагоги взялись выполнять ту же задачу социализации детей немного под другим «соусом». Это говорит о том, что назрела необходимость что-то менять в системе подготовки воспитанников детдомов к реалиям жизни.

Московские гастроли

Четырехлетняя Дана жмется к воспитателю, даже на минуту боясь отпустить ее руку. Это сотрудниц детдома радует: когда две недели назад девочка только попала сюда, она людей дичилась, старалась забиться в угол и смотрела оттуда испуганными глазами. Еле отогрели.

— Два дня, как она начала улыбаться, слава Богу, — говорит заместитель директора детского дома Светлана Бурда. — Ребенок, к сожалению, абсолютно запущенный, почти не разговаривает.

Трудно поверить, что спустя какое-то время этот маленький детеныш, практически маугли, будет резво бегать по просторным коридорам, бойко заучивать стишки и с любопытством поглядывать на гостей — совсем как эти абсолютно нормальные, контактные, талантливые дети, что столпились вокруг и готовы взахлеб рассказывать про свою поездку в Москву, на конкурс «Созвездие». Корреспондента по старой памяти как раз и пригласили, чтобы поделиться радостью по поводу грандиозного успеха воспитанников на всероссийском фестивале.

Маленькую Дану педагоги детдома, конечно, выправят, как согнувшееся деревце, ее накормят и обиходят, подлечат, дадут путевку в жизнь. Впрочем, как и множеству других малышей, чье нынешнее детство вряд ли лучше, чем у хрестоматийного Оливера Твиста.

Истину о том, что неталантливых детей не бывает, подтвердил статус победителя Всероссийского конкурса детского художественного творчества детей-сирот «Созвездие», проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Центром развития социальных проектов. На отборочный этап конкурса со всей страны было прислано 300 работ, жюри отобрало 120 и пригласило в столицу ребят из 18 субъектов Федерации. Команда нашей республики, кроме стерлитамакских ребят, состояла из воспитанников Бирского и Учалинского детских домов. В итоге театральная студия Куганакского детдома «Лица и маски» завоевала первое место в театральной номинации со спектаклем «Как бабы-ежки сказку спасали».

— Там было так здорово! Мы фотографировались с ведущим — Александром Олешко, и автограф есть, вот посмотрите, — наперебой хвастаются ребята. — А хотите, мы вам спектакль покажем?

Не успели оглянуться, как юные артисты переоделись согласно ролям и даже успели загримироваться. Стали разыгрывать сценку Вадим Гаврилов, Катя Григорьева, Катя Иванова, Слава Горячев, Ксения Идрисова. У всех по-разному, конечно, получается, но артистический настрой буквально витает в воздухе.
«Мы в студию записываем всех желающих, независимо от наличия таланта», — рассказывает руководитель кружка Надежда Франц. В Куганакском детском доме явно озабочены тем, чтобы дети получили как можно больше навыков, которые, возможно, выручат в будущем. Например, работает кружок мягкой игрушки. А с недавнего времени здесь появилась комната социальной адаптации — обычная, как в квартирах, кухня с плитой, холодильником, раковиной и обеденным столом. Так работает здешняя программа «Семейный очаг».

Семейный очаг

Ребенок выходит из детского дома. Формально он уже взрослый, но фактически похож на рыбу, выброшенную на берег. Что ему делать, куда идти? Полная социальная защищенность в детском доме — сыт, обут, одет, окружен друзьями — сменяется неведомой и пугающей самостоятельностью, к которой выпускник совсем не готов. Он даже яичницу себе пожарить не в состоянии. Как гласит статистика, 80 процентов выпускников российских детдомов не могут самореализоваться в течение двух-трех лет. 86 процентов из них не обеспечены жильем. Из 13162 выпускников детдомов 2010 года в вузы поступили только 5 процентов, подавляющая часть — 70 процентов — оказались в ПТУ и на неквалифицированной работе. В федеральном мониторинге социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названы последствия воспитания в учреждениях интернатного типа. Это иждивенчество, незнание материальной стороны жизни, низкая собственная активность и прочее.

Работники детских домов наверняка понимают, о чем идет речь. Именно вчерашние сироты нередко имеют проблемы с законом, а девушки, случается, рожают «как придется». Причем приносят младенцев в свой детдом, а куда еще — ведь там их родная семья! В Томской области, скажем, масштаб нечаянного материнства стал таким, что при областном детдоме открылся клуб для молодых мам и беременных выпускниц. Изобрели подобные формы решения проблемы и в других регионах страны.

Из всего сказанного, казалось бы, ясно: детей к самостоятельной жизни надо готовить заранее. Но не тут-то было. Стоит сироте взять в руки половую тряпку, как возникает риск получить замечание от правоохранительных органов, мол, это эксплуатация детского труда. Сколько раз, бывая в детдомах республики, приходилось видеть одну и ту же картину: дети маются от безделья. После обеда в столовой, где им все подали, а потом унесли, подростки коротают время перед телевизором. Понятно, что все существующие регламенты были в свое время созданы с благой целью, но ведь быстро меняющаяся жизнь вносит свои коррективы! В нынешнее время и обычному человеку непросто пройти социализацию в обществе, а уж выпускнику детдома это сделать куда труднее.
В Куганакском детском доме нашли выход из положения: дабы избежать нареканий, трудовое обучение проводят в игровой форме.

— По нашей программе «Семейный очаг», которая прошла утверждение и необходимые согласования, мы учим детей простейшим навыкам самообслуживания. В комнате социальной адаптации они готовят пищу, моют посуду, наши дети шьют и вяжут, в своих спальнях моют полы, помогают выращивать овощи на приусадебном участке, — рассказывает Светлана Бурда. — Случается, берем детей в гости в свои семьи, чтобы они увидели, что такое домашний быт. Ведь дети не знают элементарных вещей: что такое семейный бюджет, как его планировать, как ходить в магазин, для иных даже холодильник в диковинку.

Кстати, живут ребятишки в детском доме семьей в отдельных комнатах, так как среди воспитанников немало братьев и сестер, это позволяет старшим чувствовать ответственность за младших.

Нефранцузский луковый суп

Всякий раз во время визита в детский дом обязательно услышишь новую порцию ужасающих историй словно бы не из нашей жизни, а из какого-то нового, десятого круга ада, где, безусловно, должны находиться жестокие родители. Одного ребенка пьющие отец и мать держали в конуре. Другой жил под кроватью, привязанный веревкой к никелированной ножке. Третьего, четвертого и пятого били и забывали кормить. Прибыв в детский дом, дети, конечно, не очень понимают, куда попали, инстинктивно отвергают все непонятное, новое.

— Это не суп, — говорит малыш, недоверчиво глядя на тарелку с лапшой.

— А что в супе должно быть?

— Лук и вода.

Светлана Ивановна продолжает свой невеселый рассказ на тему гастрономии: поначалу детям в новинку сам вид фруктов, они не реагируют на яблоки, апельсины. Зато у них загораются глаза, когда они видят на столе знакомый хлеб. В другом, городском, детском доме доводилось слышать, что ребят долго приходится избавлять от привычки тайком уносить горбушки из столовой, прятать их под матрас и грызть ночью.

Надо заметить, отечественная судебная и административная практика по сравнению с западными стандартами более снисходительна к плохим родителям. В частности, одной из тяжелых мер наказания, согласно Семейному кодексу, является лишение родительских прав, направление детей в детдом, что действительно страшно для нормальных людей, но является прекрасным выходом из положения для тех, у кого атрофированы родительские чувства.

— Причины, по которым детей забирают у родителей, уже стали обычными для нашего времени, — говорит инспектор по охране прав детей администрации Стерлитамакского района Татьяна Наумова. — Это пьянство родителей, оставление детей в социально опасном положении. Например, в доме за долги отключили газ — что же теперь, дети мерзнуть должны? Стало больше выявляться фактов жестокого обращения с детьми благодаря большему вниманию к проблеме прав детей. Об имеющихся проблемах можно узнать из таких источников, как телефон доверия, психологическая служба, по сведениям из больниц.

— В Стерлитамакском районе работает центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», созданный в 2004 году как структурное подразделение отдела образования, — вступает в разговор руководитель центра Ирина Григорьева. — Среди прочих задач мы реализуем программы по психопрофилактике безнадзорности.

Всем понятно, что сиротам на самом старте их жизни не повезло.
И что делать с возникающей цепочкой бездушия, которая воспроизводит сама себя? Как остановить фабрику по производству несчастных детей и вырастающих из них абсолютно не приспособленных к жизни взрослых? В состоянии ли с этим девятым валом справиться только органы опеки вкупе с психологическими службами?

В 1989 году сирот было зарегистрировано 87 тысяч. Сейчас в России более 700 тысяч детей-сирот, как сообщает уполномоченный по правам детей в РФ Павел Астахов. 80 процентов российских сирот — «социальные», то есть сироты при живых родителях, являющихся, как правило, алкоголиками, наркоманами или отбывающими срок. Для справки: после Великой Отечественной войны в стране было 680 тысяч сирот. Но то — после войны. Обществу еще предстоит спросить с себя и с властей, почему все это случилось. А нам всем придется осознать, что благополучие страны определяется не только ВВП в пересчете на душу населения, но и отношением общества и государства к обездоленным.

Стерлитамакский район.
Статистикa

В Стерлитамакском районе сейчас насчитывается 7 тыс. 220 детей. Пять лет назад их было 8,8 тысячи. В 2010 году 24 родителя были лишены родительских прав, в 2005 году — 11. В настоящее время в 22 приемных семьях живут 30 детей, под опекой — 110. В Куганакском детском доме, одном из 27 детдомов республики, живут 30 детей, 14 — в патронатных семьях.
Историческая справка

Сиротские дома на Руси начали открываться при Иване Грозном. Петр Первый в 1715 году издал указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев», куда тайно приносили незаконнорожденных детей. Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. При ней воспитательные дома были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и других городах. В воспитательных домах имелись фельдшерская, земледельческая и другие школы с высоким уровнем обучения.

В итоге на базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 году возникло Императорское Московское техническое училище. Сейчас оно известно нам как МВТУ имени Н. Баумана.

Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов.

Читайте нас в