Все новости
Время героев
13 Апреля , 20:15

Слово «Графа»

Даже зная, что получит тяжёлое ранение, он бы всё равно пошёл на передовую

из архива «Графа» Сильный характер помог бойцу встать на ноги.
Сильный характер помог бойцу встать на ноги.Фото:из архива «Графа»

В зоне СВО боец с позывным «Граф» пробыл недолго, всего два месяца. Получив тяжелое ранение под Донецком с последующей ампутацией ноги, возвратился домой. Признается: было непросто. Но он сумел взять себя в руки и сегодня с уверенностью заявляет, что у него все хорошо.

До мобилизации 35-летний житель города Туймазы работал на кирпичном заводе. Получив повестку, явился в военкомат. После двух месяцев боевого слаживания его зачислили в батальон ополченцев «Спарта».

Обязанностью «Графа» было сопровождать наших солдат на передовую и забирать оттуда на отдых тех, кто уже побывал в боях. В тот день, когда его жизнь разделилась на «до» и «после», он даже не успел ничего понять. Шагая во главе небольшого отряда, услышал взрыв, через секунду понял, что лежит на земле, а его нога едва держится на клочке кожи. Только после этого он почувствовал нестерпимую боль. Тем не менее боец самостоятельно перетянул ногу жгутом и сообщил по рации о своем ранении.

В донецком травматологическом центре, куда «Графа» доставили сослуживцы, вердикт врачей был безоговорочным — ампутация. Первая мысль после операции — как сообщить об этом родным. В итоге позвонил сестре, выложил ей все как есть, но запретил говорить об этом матери. Мол, приеду — сам расскажу.

Впрочем, когда он добрался до отчего дома, мама быстро поняла: что-то не так. После первых минут радостных объятий она тревожно спросила: «Что у тебя с ногой?» А затем долго плакала. Вначале — от горя, что сын так серьезно пострадал, затем от радости — что все-таки вернулся живым.

Дальнейшие месяцы жизни героя-туймазинца можно подробно не описывать. Это уже сделал Борис Полевой в своей «Повести о настоящем человеке». Долгие месяцы реабилитации и восстановления в центре хирургии имени А. Вишневского, первое знакомство с протезом, когда вначале не веришь, что сможешь хотя бы встать на ноги.

Через два месяца, шагая по больничному коридору, он уже ловил на себе удивленные взгляды медперсонала — ну ты, парень, даешь!

Правда, в отличие от героя повести Алексея Маресьева, протез «Граф» получил качественный — по заверениям производителя, с ним можно отправляться хоть на горные кручи. По горам вчерашний боец, правда, не ходит, но к прежнему увлечению тяжелой атлетикой смог вернуться.

— Живу абсолютно нормальной, полноценной жизнью и считаю, что все сделал правильно, — говорит «Граф». — Если бы меня сейчас спросили, пошел бы на фронт, зная, чем это кончится, я бы сказал «да». Знаете, в детстве я не раз бывал на Украине. У меня оттуда родом отец, и все происходящее я вначале воспринимал очень болезненно, все-таки мы все одной крови, считай, родные братья. А когда увидел все своими глазами, понял: нет, не братья. Там давно уже правит бал кучка нацистов, для которых интересы собственного народа ничто и которые пойдут на что угодно по команде Евросоюза и США. Мы для них — враги. Ну что ж, значит, нам вновь выпало с оружием в руках защищать свою страну, отстаивать право на мирное небо, спокойную жизнь, уверенность в будущем. Нас ведь с детства учили, что добро обязательно должно побеждать зло.

г. Туймазы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Альбина БЕЛЯЕВА, психотерапевт:

— Последние два года я занимаюсь реабилитацией бойцов СВО и могу сказать: в той или иной степени посттравматическое стрессовое расстройство наблюдается у всех ветеранов боевых действий. Другое дело, что  не все они нуждаются в помощи специалиста. Если у человека сильный характер, устойчивая психика и твердый моральный стержень, он может справиться самостоятельно. Но чаще всего вчерашним бойцам помощь врача все-таки необходима. Иначе они замыкаются в себе, нередко начинают пить, а это только ухудшает ситуацию. Проблема в том, что сами мужчины редко решаются идти к врачу добровольно.

Даже в том случае, когда понимают всю серьезность своего положения. И будет просто замечательно, если в такой ситуации на помощь им придут друзья и родственники.

Когда вчерашний боец попадает к нам, мы помогаем ему наладить сон, восстановить физическое и психическое равновесие.

Курс психотерапии каждому подбираем индивидуально.

Обычно он рассчитан на две недели, а значит, пройти его могут не только демобилизовавшиеся бойцы, но и те, кто приезжает домой в краткосрочный отпуск.

К слову, немалую помощь участникам СВО могут оказать и сами родственники. Постарайтесь почаще выводить своего солдата из дома, устраивать прогулки, встречаться с близкими по духу людьми. Совет женам — окружите любимого вниманием и заботой, позвольте ему выговориться. Так он скорее вернется к себе прежнему.

В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).
Также можно прийти в ближайший офис МФЦ «Мои документы» или в пункт отбора военного комиссариата в Уфе по адресу Революционная, 156.
Кроме того, заявки принимаются через Госуслуги, чат-бот в Телеграм https://t.me/contractRBBot и официальный сайт https://башбат.рф.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: