Все новости
Время героев
18 Марта , 11:15

Задача на четыре снаряда

Для артиллерии главное — выполнить боевое задание с наименьшими затратами

скриншот видеосюжета БСТ Еще один снаряд — и задача будет выполнена.
Еще один снаряд — и задача будет выполнена.Фото:скриншот видеосюжета БСТ

«Если бы укронацисты не прятались за мирным населением, эта война давно бы закончилась», — сказал один из бойцов полка «Башкортостан» тележурналисту Ильясу Батыргариеву, который вместе с командой БСТ побывал «за ленточкой».

Американские спецы надеялись, что российская сторона поведет себя, как они во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Сирии… И вот тогда можно будет обвинить Россию во всех смертных грехах на планете Земля и попытаться «легитимно» уничтожить. А мы возьми да и начни воевать, как говорят сами воины полка, адресно, выбирая целью только военные формирования врага.

— Я, как и мой старший брат, кадровый военный, в 1986 году окончил Ленинградское артиллерийское командное училище имени Красного Октября. Сын у меня тоже будущий офицер, учится на третьем курсе военного училища. Так что у нас сложилась военная династия. Когда увидел, как укронацисты бомбят российские приграничные районы и Донецк, принял решение отправиться в зону СВО, чтобы моему сыну меньше досталось работы — воевать с этой нечистью. В Башвоенкомате предложили должность командира дивизиона, — по-военному кратко поведал свою историю седовласый боец по пути на боевую позицию артиллеристов, расположенную в шести километрах от противника.

На месте журналистам показали, как обустроились наши бойцы на передовой. Один из воинов оказался родом из Стерлитамака. Прибыл сюда 24 февраля 2022 года.

Вначале служили в другой бригаде, потом перешел в состав башкирского полка.

— Сам я по национальности русский, но считаю себя сыном башкирского народа и горжусь, что служу в своем подразделении. Мы с ребятами понимаем друг друга практически без слов, — пояснил стерлитамаковец.

В блиндаже съемочную группу встретили радушно. Боец «Левша» отметил, что настроение у всех боевое и оптимистичное. По его словам, подземное фортификационное сооружение они построили буквально за три дня. А обживали и доводили до ума уже в процессе, в перерывах между боями — место, где расположилась батарея дивизиона, как говорится, активное.

В другом блиндаже — точка связи с управлением полка. Туда ведет еле заметная дорожка, которую здесь называют «тропа сообщения», она извивается между деревьями и кустарниками. Проходить ее нужно аккуратно, не ломая веток, чтобы не нарушить ландшафт и не обнаружить себя. В точке находятся связист и топогеодезист, который задает орудию направление стрельбы.

— Сегодня все расчеты мы делаем через мобильное приложение, оно работает четко. Нам важно правильно «положить» первый снаряд, тогда после корректировки все остальные мы точно «закинем в лунку». Главное для артиллеристов — выполнить боевую задачу с наименьшим расходом боеприпасов. Оптимально: одна задача — три снаряда, но чаще получается уложиться в четыре. Боеприпасы у нас неподалеку в погребке, — продолжил рассказ боец из Стерлитамака. Погребком здесь называют оборудованную землянку.

На вопрос, почему решил пойти добровольцем, каждый отвечает по-своему. Зато мотивация одна на всех: «Когда узнал, что идет набор добровольцев в Башкирии, решил, что мы должны помогать друг другу. Глава республики курирует нас, все это чувствуют и благодарны своему региону за помощь»; «Мы же воюем ради победы, ради России»; «Под Сталинградом с фашистами воевал мой прадед, вернулся с войны живой… Точно так же сегодня и мы воюем с этой нечистью. Но победа будет за нами»; «Работал учителем в сельской школе, пошел на СВО, потому что долг мужчины — защищать Родину. Особенно когда страна находится в такой сложной ситуации.

Сейчас всему российскому народу нужно сплотиться. Поэтому все здесь стоят плечо к плечу»; «Мой дед в 1943 году участвовал в Харьковской наступательной операции, а сегодня против России воюют Запад и Америка. Теперь и мы должны победить».

Тем временем артиллеристы подготовились к очередной атаке, зарядили гаубицы и ждали команды — актуального адреса, куда именно нужно попасть. И вот один снаряд полетел, после небольшой корректировки (разведку ведут расчеты БПЛА на переднем крае) — второй. Мощные выстрелы оглушили съемочную группу: у всех заложило уши и зазвенело в голове. Как заметил командир подразделения, сегодня война совсем другая, если сравнивать с тем, что было лет двадцать назад, когда он обучался в военном училище. Совершенно другие методы ведения артиллерийской разведки. Все делается на высоком техническом уровне.

После того как бойцы отстрелялись, все быстро свернулись, пока не прилетела «ответка». Пришло сообщение, что цель подавлена и наша пехота благополучно продолжает двигаться вперед под прикрытием артиллеристов. Упомянутая «ответка» не заставила себя ждать, и всем пришлось бежать в укрытие. В блиндаже съемочная группа встретилась с коллегой — башкирский военкор Азат Садрыев тоже работал неподалеку.

— К ответным обстрелам привыкнуть невозможно, каждый раз очень страшно. Хорошо еще, на этот раз не успели от блиндажа далеко отойти. Пришлось падать на землю, — рассказал Азат, отряхиваясь от прилипших комочков земли. — Это все мелочи, лучше уж в грязь упасть, но зато в живых остаться. Если снаряд приземлится где-то рядом, то осколки разлетаются в радиусе нескольких метров.

К разговору подключился «Левша» и рассказал, что недавно к ним в блиндаж залетели сразу два снаряда. К счастью, они оказались без взрывателей и не сработали.

После чего ребята поздравили друг друга со вторым днем рождения.

— Так что лучше подстраховаться и переждать прилеты в укрытии. Если хотите, можем чайком угостить. Для нас главное — запас чая и сигарет, — скупо улыбнулся гостеприимный «Левша».

С чаем решили подождать и отправились к реактивщикам — в отдельное подразделение реактивной системы залпового огня, которое расположилось немного дальше от ствольной артиллерии. Реактивщики работают на установке «Град». Ее характеристики: 40 направляющих, калибр снарядов 122 мм, дальность полета 20 километров — самое грозное оружие в полку «Башкортостан», который имеет несколько таких боевых машин.

— Приоритетные цели реактивно-артиллерийской батареи — удары по тылам, складам с боеприпасами, а также по перемещениям и скоплениям техники и личного состава противника. На первый взгляд тут просто лес. На самом деле под ним находится наше подразделение, а неподалеку и другие. Работаем в усиленном режиме, то есть круглосуточно. Потому что враг передислоцирует живую силу и технику только ночью. Сложность заключается в том, что они прячутся за мирным населением. Если бы не это обстоятельство, война бы давно закончилась, — отметил один из артиллеристов.

Входная группа в блиндаж что надо: на деревянной двери с облупленной краской блестит новехонькая табличка «Директор по науке и развитию». Народ тут с юмором, ничего не скажешь. И с фантазией. В углу оборудовано нечто вроде красного уголка для отдыха и медитации. Отдохнуть можно с помощью игровой консоли, а помедитировать, глядя на постер с изображением залитого солнцем леса с прудом и парой лебедей с птенцами. После выполнения задачи ребята так расслабляются.

— Все с нуля делали: копали, строили, оборудовали. Из Башкирии с гуманитарной помощью нам доставили буржуйку. Мы к ней сушилочку для белья небольшую сделали. Республике большое спасибо, что нас обеспечивают всем необходимым, — сообщил «Емеля» из Гафурийского района. Он водитель установки, которую бойцы нежно называют «ласточкой». — У меня одна задача — сделать все, чтобы ребята с позиции вернулись домой живыми и невредимыми. Конечно, как и всем, хочется домой, соскучился по своим близким и родным. Держу с ними связь, так что все нормально.

Бойцы получили задание — точку, по которой нужно нанести удар. К тому времени система уже была полностью заряжена, в одном пакете около 40 реактивных снарядов. И группа выехала на позицию. Старший офицер батареи — мозг, от которого зависит точность попадания. Башкирские реактивщики работают, как они сами признались, на 95 процентов. В сторону скопления живой силы противника вначале ударили тремя короткими залпами. После корректировки «выложили» весь пакет.

После чего все в быстром темпе покинули место стрельбы.

В завершение доброволец с надписью на груди «С нами Бог» рассказал, что его сын уже отслужил и сейчас находится в кругу семьи. И было бы неправильно ему, как отцу, отсиживаться дома. В Благовещенске его ждут жена, дети и пожилые родители.

— У нас сложился крепкий боевой коллектив, хочется поблагодарить республику, которая присылает все необходимое: генераторы, оборудование, технику, инструменты. Арматурный завод прислал нам печки. Отдельная благодарность Благовещенской церкви и отцу Сергию, который вместе с прихожанами также очень нам помогает. Поддержка чувствуется во всем, это для нас очень важно, — сказал боец.

В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: