Все новости
#ПоводГордиться
25 Ноября 2022, 11:15

Потому что люблю

Рагида Кашафетдинова стала опорой для детей-сирот, а они — для неё

Ринат РАЗАПОВ  Всех своих ребят она называет сынками и дочками. И им от этого становится теплее.
Всех своих ребят она называет сынками и дочками. И им от этого становится теплее.Фото:Ринат РАЗАПОВ

В России детских домов больше нет. Восьмой год, как они сменили вывеску и теперь называются центрами содействия семейному воспитанию.

В этом названии отражена суть новой государственной политики в сфере защиты прав детства, которая предполагает изменение типа проживания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с интернатного на домашний, семейный.

Поэтому главным направлением деятельности руководителей и сотрудников центров теперь является поиск, отбор и обучение супружеских пар, желающих принять ребенка в свой дом.

Да, официально детских домов больше не существует. Но в этих заметках я все же позволю себе употреблять привычное «детский дом». Ведь смысл этого понятия пока мало изменился, ведь еще десятки тысяч мальчиков и девочек России живут по старым адресам казенных учреждений, пусть и под новой вывеской. А рядом с ними в густой атмосфере детской беды круглые сутки находятся взрослые, которые за них отвечают, — воспитатели. Конечно, все это женщины, потому что только женщине под силу нести груз столь нелегкой профессии.

Просто Региночка

Рагида Ямгинуровна Кашафетдинова работает с детьми уже сорок три года. Двадцать из них была воспитательницей заводского детсада, а когда, это было в лихие 90-е годы, его закрыли, устроилась на такую же должность в Уфимский детский дом № 9.

К новому месту привыкала долго. Должность-то похожая, да дети совсем другие, у них сердца ранены. Читая их истории, она плакала: там у каждого такое, что и взрослому пережить не под силу. В свою группу малышей шла, утерев слезы, а дома опять давала им волю. Муж смотрел-смотрел и говорит: «Что ж, так и будешь плакать? Тогда бросай эту работу».

— Да как же, говорю, я их брошу, когда они с первого дня кинулись ко мне, как цыплята: мамочка! Помню, Яша Глазунов ночью плакал: «Мамоська, уско болит, полези со мной». Я ему в уши лекарство закапала (с тех пор у меня в сумке всегда капли для ушей, для носа), платком завязала, легла рядом и тихонько баюкаю. Под утро уснул. Утром пришла медик, посмотрела — все нормально. Конечно, бросить этих деток я уже не могла, но понимала и то, что жалость делу не подмога, а слезами только сердце иссушишь. Оставалось одно: принять их такими, какие они есть, и постараться полюбить, как родных.

Региночка — так ее зовут все дети. Почему? Сама не знает. Может, однажды кому-то из них было трудно выговорить ее имя и отчество, получилось что-то похожее на Региночку, ну и пошло. А она не сердится, не поправляет, им так удобно, и ладно.

Директор Наталья Владимировна, недавно заступившая на этот пост, спросила ребят: «Почему вы так называете своего воспитателя?» Ответили: «Мы ее любим». А она сама тоже исключительно из любви кличет всех сынками и дочками.

Спрашиваю: у вас так заведено — «сынок», «дочка»? «Ничего не заведено, — говорит, — и по именам я их всех отлично помню, но сравните: сказать «Самар, подойди ко мне» или сказать «сынок», что ребенку будет по душе?»

Она убеждена, что даже форма обращения к ребенку способствует установлению контакта или, напротив, отталкивает. И приводит такой пример. Из школы, где дети учатся, поступила жалоба: ваши грубят, матерятся. Пошла разбираться. И выяснилось: одна учительница (сейчас она уже не работает в этой школе) ее детей иначе как детдомовцами не называла. Да еще с явным пренебрежением. Пришлось растолковывать ей, что эти дети особенные, что их агрессивность, озлобленность — результат жестокости и предательства со стороны самых близких, что даже сотрудники никогда не называют их детдомовцами, знают: им обидно. У каждого есть имя и фамилия. Учитель пренебрегла простыми нормами этики, педагогики и в ответ получила грубость.

Но вернусь к «Региночке». После общения с ней я подумала, что воспитанники прозвали ее так не случайно, есть в ней нечто такое, что их с нею сближает. Несмотря на возраст, она остается юной. Об этом говорят и эти лучистые глаза с очень светлой, почти прозрачной радужкой, и коса, и густая черная челка, и моложавое лицо, и очень искренняя мимика, выдающая каждое движение ее открытой бесхитростной души. Не зря одна коллега-воспитательница, она давно уволилась из детского дома, с завистью ворчала за ее спиной: «Столько лет, уже не молоденькая, а все «Региночка», все с косой ходит».

…И беседы за вечерним чаем

В группе, где Рагида Ямгинуровна работает сейчас, 14 человек, самый младший ребенок — шестиклассник. Подростки, гремучая смесь! Она замещает воспитательницу, которая давно болеет. К сожалению, с воспитателями беда — их не хватает. Работает сутками. Ее хлопоты, пожалуй, сравнимы с хлопотами многодетной мамы.

— Утро у нас начинается с подъема, заправки постелей. Если не успевают, сама заправляю. Вдруг проверка какая или гости, мне что, позориться? Умывание. Смотрю, чтобы все почистили зубы. Дальше завтрак. За стол садятся еще сонные, сама делаю им бутерброды, мажу хлеб маслом, сверху сыр. Мама или бабушка дома сделают то же самое, не отпустят своего ребенка полуголодным, правда же? Посуду сами моют.

Вернулись из школы, слежу, чтобы все прошли через рукомойник. Обед. Дальше у всех свои дела: у кого-то кружки, у кого-то репетиторы, кто-то гулять пошел, кто-то спать. Вот Айдар сейчас спит, приболел, с уроков отпросился, надо его полечить, чтобы завтра смог на соревнования пойти. Спортсмен.

Ближе к вечеру садимся за уроки. Тут у нас уговор: кто сделал — пойдет гулять, кто не сделал — не пойдет. И хоть десять раз ко мне подойди проситься на улицу — нет! Многие ребята работают сами, но некоторым помогаю. У Даниила сильно запущена учеба, его недавно привезли из семьи. С Эвелиной приходилось долго заниматься, и до сих пор внимательно слежу за ее успеваемостью. А вот рисует девочка очень хорошо, для нее специально приглашен педагог по живописи.

Они работают, а я рядом сижу и придирчиво замечаю: у этого ногти длинные, надо стричь, этого пора к парикмахеру вести, у мальчиков носки пахнут — прогоню стирать и ноги мыть. А старших девочек надо к гладильным доскам поставить, школьные рубашки уже подсыхают…

Их жизнь в детском доме беззаботная, на всем готовом, со всеми удобствами, но так будет не всегда, значит, надо приучать их к самостоятельности. В моих силах научить их за собой ухаживать, следить за своим внешним видом, еду готовить.

Мы очень много готовим все вместе. Я сама люблю с тестом возиться и им показываю, как пиццу печь, блины, беляши. Каждый умеет сварить суп, картошку, макароны. Говорю, если есть макароны, луковица и подсолнечное масло, с голоду не умрете. Вкусно и экономно.

Ну, а вечером мы с ребятами собираемся за большим столом, пьем чай и беседуем.

Наверное, каждый из детей будет помнить эти теплые вечера с Региночкой, которая умеет так плести кружево разговора, что он становится интересным, важным и поучительным для каждого. Она рассказывает им о себе, о пережитом. Родилась в Дюртюлинском районе в многодетной семье, отец был цыган, росла среди братьев, поэтому была шустрая, как пацан, и до сих пор ей понятны мальчишеские повадки. А коснутся за чаем темы экономии — она вспоминает, как они с мужем вели хозяйство. Он сначала работал дальнобойщиком, хорошо зарабатывал, а потом ради служебной квартиры пошел трудиться в домоуправление на небольшую зарплату. Она в детсаду тоже мало получала. Двоих детей поднимали. Каждую копейку считали. Но и одевались, и питались. С умом надо жить. Что заработаешь, то твое. Не воровать же!

Труд воспитателя, педагога, да и любой труд, связанный с людьми, требует от человека определенного стержня. Иначе как в той пословице: будешь сладким — разлижут, будешь горьким — расплюют. У Рагиды Ямгинуровны достаточно и мягкости, и твердости, даже несгибаемости. Она понимает, что этих детей можно и пожалеть, но не настолько, чтобы унизить. И подружка в ее лице им не нужна — найдут друзей в школе и на улице. Им нужен авторитет, личный пример, важно помочь им приспособиться к жизни, дать надежду и уверенность в своих силах.

Пожалуй, лишь одной темы она никогда не касается за чаепитиями — о родителях своих питомцев. И вообще у них в детдоме табу: никогда вслух не обсуждать и не осуждать родителей. Потому что дети их очень любят. Как-то Артем заявил: «Я вам клянусь, что самое дорогое у меня — папа и мама. Просто у них своя жизнь, у меня своя». Есть и другой пример.

— В первый год своей работы в детском доме столкнулась с таким фактом. Я получала еду на свою группу, а рядом другая группа обедала. За одним столом сидели четыре девочки и воспитательница. Я не слышала их разговора, но только вдруг одна девочка, Даша, вскочила, выплеснула на воспитательницу содержимое тарелки и замахнулась вилкой. В тот же день та уволилась. Спустя некоторое время я встретила ее на рынке и спросила, что тогда произошло. Оказывается, девочка сделала ей замечание: вы неправильно вилку держите. Та вскипела: «Не учи меня! Твоя-то мать умеет вилку держать?!» И за мать девочка пошла в бой.

Что не так со школой?

Не бывает дня, чтобы Рагида Ямгинуровна не побывала в школе. На уроках сидит, смотрит, как ее ребята работают, с учителями беседует. Глядя на нее, учителя удивляются: многие родители домашних детей годами на собрания не ходят, а эта всегда здесь. Но в девятом детском доме давно так повелось — быть в тесном контакте со школой. Им важно, чтобы воспитанники учились и вышли не со справочкой, а с нормальным аттестатом. В самостоятельной жизни им надеяться не на кого, и весь их начальный капитал — это те знания и навыки, которые они получат сейчас.

Однажды она сидела на уроке, и вызвали отвечать Настюшку из ее группы. Девочка отвечала хорошо, только в одном месте учительница ее чуть поправила. Оценка — тройка. Воспитательница недоуменно пожала плечами, у воспитанницы навернулись слезы. Шепнула ей: спокойно, дочка. За Настей вызвали другую девочку, домашнюю. Та отвечала значительно хуже. Оценка — четыре с минусом. После урока Рагида Ямгинуровна подошла к учительнице: «Я вас очень уважаю, вы давно работаете в школе, но почему вы несправедливы к нашим детям? Думаете, раз из детского дома, то все поголовно тупые? Согласитесь, моя Настя ответила сегодня на твердую четверку». Они поняли друг друга.

Беспокойная воспитательница еще и потому протоптала в школу дорожку, что ищет ответа на самый тревожный для нее вопрос: почему нынешние дети не любят, если не сказать жестче, школу? Что такое в современной школе делают с детьми, откуда у них столько неприязни? Или дети такие пошли? Или учителя теперь другие? У детей ответ один: мне в школе не интересно, у учителей своя правда. Это ставит ее в тупик, но ненадолго, разве что до следующего утра. Настанет утро, она снова будет их будить, кормить и торопить в школу. Потому что так надо.

На каникулы дети выезжают на базы отдыха, в летние оздоровительные лагеря, в туристические поездки, к морю. Находятся спонсоры, которые устраивают им это удовольствие. В лагерях, бывает, Рагиде Ямгинуровне приходится командовать отрядом в сорок человек. Ее ребята активно участвуют в разных мероприятиях, конкурсах, рисуют, танцуют, поют и получают почетные грамоты. Окружающие все время удивляются: как вы с ними справляетесь? Отвечает: «Прекрасно! Они нормальные дети. Просто хоть немножечко прикоснись к каждому душой, отнесись, как к своему, и они вас всегда услышат и поймут».

Только работой спасёшься

Дети вырастают, покидают стены приюта. Рагида Ямгинуровна помнит всех, кто прошел через ее руки. И многие из выпускников до сих пор не забыли ее, приходят и звонят, по праздникам поздравляют. Являются обязательно с гостинцами, шоколадку, да принесут. Посидят, поговорят, вспомнят… И так хорошо на душе станет, и подумает она: «Значит, не зря трудишься, Региночка».

— К сожалению, не у всех взрослая жизнь складывается нормально. После детского дома они оказываются один на один с немилосердным миром, и не каждый побеждает в этом противоборстве… Но они знают, что всегда могут обратиться к нам за поддержкой. Так здесь давно заведено — с выпускниками держать постоянный контакт, помогать в трудных ситуациях. И они приходят. А бывает, когда крепко становятся на ноги, и сами предлагают помощь детскому дому. Это приятно.

На день рождения у меня собираются и бывшие воспитанники, и нынешние. Приготовлю угощение и приглашаю. Мой супруг Ринат Раисович, спасибо ему, никогда не был против, двери нашего дома всегда были распахнуты для моих питомцев.

Последние пять лет муж Рагиды Ямгинуровны был на инвалидности после инсульта, передвигался с ходунками, но он, дорогой человек, был рядом. А полгода назад она его потеряла — ковид скосил. Как она тосковала! В какой-то момент хотела уволиться и переселиться в деревню. Но сердце подсказало: только работой спасешься, около детей, только они снова зажгут огонек в твоих глазах, Региночка. Так оно и выходит.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Казбан, директор Центра содействия семейному воспитанию г. Уфы:

— Я возглавила Центр недавно, в сентябре, но у меня уже сложилось ясное представление о коллективе.

Рагида Ямгинуровна Кашафетдинова — из тех, кто составляет его костяк. Она воспитатель высшей категории, отличник образования РБ, человек с большим сердцем. Главное ее качество — умение чувствовать душу ребенка, к каждому находить индивидуальный подход. За долгие годы ею накоплен бесценный опыт, которым она охотно делится с молодыми воспитателями.

Основная цель нашей работы — устройство детей в семьи, новые или свои же, кровные. Все-таки лучшего института воспитания юной личности, чем семья, нет и не будет. Сейчас у нас проживают 36 детей. Стараемся для каждого найти приемных родителей. Уфимский детский дом № 9 много лет был экспериментальной площадкой, первым начал внедрять в республике систему патронатного воспитания.

Немного о планах.

Есть идея обустроить для каждой группы детей, проживающих в Центре, свою «квартиру».

Чтобы это была как семья со своим бытом, укладом. Так комфортнее, прежде всего, для детской души.

Тем более что у нас воспитываются кровные братья и сестры, из одной семьи, например, пришли шесть человек.

Во главе «квартиры» — воспитатель. Что нужно для воплощения идеи? Время и финансы.

Есть проект по подготовке выпускников к взрослой самостоятельной жизни. Социальная адаптация — это самое трудное.

Мы и так не оставляем их без сопровождения, пока учатся в колледжах, вузах, помогаем с трудоустройством.

Но ведь еще важно уметь ориентироваться в социуме, знать, казалось бы, элементарные вещи: как записаться на прием к врачу, как платить за коммунальные услуги, как тратить деньги, чтобы хватило до зарплаты.

Надеюсь, в ближайшее время удастся создать так называемые тренировочные квартиры, где будет проходить такая учеба.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

По данным на 1 октября 2022 года, в Башкирии насчитывается 11082 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это на 532 человека (4,6%) меньше, чем годом ранее.
На воспитании в замещающих семьях находятся 10286 (92,8%) детей.
За девять месяцев 2022 года в республике выявлен 901 ребенок, оставшийся без родительской заботы. Из них 352 ребенка являются сиротами.
С начала года в семьи граждан (опека, приемная семья, усыновление) передан 831 ребенок. Сейчас в региональном банке данных детей-сирот на учете состоит 799 детей — на 19% меньше прошлогоднего.
Всего в республике действует 18 учреждений для детей-сирот. При этом общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно снижается.
Ринат РАЗАПОВ  Эти теплые вечера с Региночкой дети будут помнить, и когда станут взрослыми.
Эти теплые вечера с Региночкой дети будут помнить, и когда станут взрослыми.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Людмила КЛЕМЕНТ
Читайте нас в