«В начале 90-х годов, помню, очень популярными были тексты американского футуролога Фрэнсиса Фукуямы, в частности «Конец истории и последний человек». Сейчас взглянуть на выводы американского ученого японского происхождения – особенно любопытно.
Еще в 1989 году он написал статью «Конец истории?». Именно так – с вопросительным знаком. Основные идеи потом переложил в той самой книге, которую я упомянул выше. Суть позиции Фукуямы сводится к тому, что известная нам история человеческого общества заканчивается распадом Советского Союза и всей мировой системы социализма. И, соответственно, наступает эпоха либеральной демократии, как победившей идеологии и политической системы. «Конец истории» для Фукуямы – это окончательный триумф Запада, его ценностей и образа жизни, та эпоха, когда уже никто не сможет бросить ему вызов. Философ полагал, что и конфликтов между государствами больше не будет, поскольку, как ему казалось, либерализм носит не воинственный характер и страны с одним социально-экономическим укладом не заинтересованы в том, чтобы воевать друг с другом. Он, правда, предполагал, что возможны конфликты на периферии, среди стран «третьего мира». Но исторического значения они уже иметь не будут.
Конечно, надо учитывать контекст того времени, когда писал Фукуяма. На Западе царила эйфория от победы в холодной войне. Но действительность довольно быстро разрушила его идейные проекты. Почти сразу критики отметили, что Фукуяма игнорирует потенциал восточной цивилизации, Китая, исламского мира. Сегодня мы видим, что и Россия не собирается следовать в фарватере США подобно странам Западной Европы. Мы уникальная цивилизация со своей исторической миссией. Впоследствии Фукуяма частично признал свои ошибки, хотя по-прежнему убежден в исторической победе либеральной доктрины.
Но я сегодня вспомнил о нем не только для того, чтобы показать, насколько преждевременны бывают отдельные идеологические выводы, но и чтобы отметить: мы должны противостоять не только санкциям и политическому давлению Запада, но и его интеллектуальным конструкциям, многие из которых не видят для России достойного будущего. Тем более, что российской общественной мысли есть что предложить в качестве альтернативы. Но об этом я напишу в следующий раз».
Фото из открытых источников.