Все новости
ЖКХ
17 Апреля , 11:15

Проверка счёта

Участники форума «Управдом» обсудили качество коммунальных услуг

автора В распоряжении жилищников сегодня самая современная техника.
В распоряжении жилищников сегодня самая современная техника.Фото:автора

Форум «Управдом» в этом году проходил два дня и собрал на площадке ВДНХ-Экспо в Уфе все заинтересованные стороны. В разговоре на самые разные темы принимали участие представители власти, управляющих и ресурсоснабжающих компаний, председатели советов многоквартирных домов. Временами разговор переходил за грань и становился острым: люди хотели знать, когда решатся проблемы, с которыми они сталкиваются изо дня в день.

Что волнует жильцов?

Одна из самых интересных секций была посвящена качеству услуг и снижению потребления ресурсов. Модератором выступил председатель госкомитета по жилищному и строительному надзору Артур Давлетшин. Перед началом разговора мы спросили у домкомов, какие проблемы волнуют жильцов больше всего.

— Уже который год волнует отопление, точнее, его стоимость. Как делают расчеты, что за коэффициенты применяют, нам непонятно. У меня «двушка» площадью 58 квадратных метров. В начале отопительного сезона я платила за тепло три тысячи рублей. Январь и февраль были холодными, по четыре тысячи выходило. Но в марте-то уже плюсовые температуры были, а у меня в квитанции 5,7 тысячи. Сейчас форточки постоянно открыты, греем улицу, а деньги будут с нас брать, — возмущается помощник старшего по дому Нина Адмидина с улицы Первомайской, 15 в Уфе.

А еще жильцов четырехэтажной «сталинки» пугает старая электропроводка.

— Дому 70 лет, и проводку ни разу не меняли. В планах нашего дома тоже нет, надо ходить и добиваться, — сетует Нина Адмидина.

Председатель дома по улице Мелеузовской, 31 в Шакше Динара Мунаварова главной проблемой считает общение с управляющей компанией.

— Раньше многого не знали, а сейчас информация в открытом доступе. Мы начали вникать, и оказалось, что там множество «дыр». Управляющая компания делает далеко не все, что должна. Например, ремонт подъездов у нас был в 2012 году.

Мы пытались его инициировать, но нам сказали, что денег, собранных по статье «Содержание», не хватает, нужно доплачивать. При этом в отчетах начиная с 2015 года указаны услуги, которых по факту не было. Сейчас пытаемся потихоньку, без конфликтов выровнять ситуацию, — поясняет она.

По словам Динары Мунаваровой, домом надо постоянно заниматься. Сама управляющая компания на поклон не придет, но если туда обращаешься, сразу начинается взаимодействие. Сейчас жильцы пытаются решить проблему с кровлей.

— Дождь пошел, и сразу чат завален жалобами, что крыша течет. Договорились, что на следующей неделе проведем с начальником ЖЭУ обход дома. Есть проблемы и с отоплением — осенью его с трудом запустили, сама по подвалам ходила со слесарем, — поясняет председатель совета дома.

Корень зла в том, что дома спихивают на безграмотных жильцов, заявил общественник Владимир Наумкин.

— Допустим, в своем деле вы профессионал. Но тут вам говорят: давайте проконтролируем, как хирург операцию делает, вам надо оценить, правильно или нет. Так и в ЖКХ. Управляющие компании получают лицензию, квалификационный аттестат. А жильцы, которые ничего не понимают в этом деле, должны их проверить. Ну не абсурд ли это? — задал он риторический вопрос.

Космические тарифы

Разговор на секции начался с выступления зампредседателя госкомитета по жилищному и строительному надзору Александры Авдеевой.

— Одно из приоритетных направлений нашей работы — снижение объемов потребления ресурсов на содержание общего имущества. Для управляющих и ресурсоснабжающих компаний установлена обязанность проводить мероприятия по энергосбережению в домах в целях сокращения затрат собственников на коммунальные услуги, — отметила она.

По результатам проведенных в минувшем и нынешнем годах проверок госкомитет возбудил 26 административных дел в отношении управляющих компаний и 34 дела — в отношении ресурсоснабжающих. По закону они обязаны не реже одного раза в год предлагать собственникам перечень мероприятий по энергосбережению. Это, например, установка энергосберегающих ламп.

— Один из наболевших вопросов, особенно в начале и в конце отопительного периода, — низкая или завышенная температура в жилых помещениях. Причина зачастую — в технической неспособности ИТП оперативно производить регулировку.

В данном случае можно установить дополнительное оборудование, позволяющее в автоматическом режиме контролировать поступление теплоносителя, — отметила Александра Авдеева.

Что касается платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, то в минувшем году об этом говорилось в 958 обращениях, из которых 90 процентов — из Уфы и Уфимского района. Проверки прошли в 254 домах. Нарушителям выданы предписания, также подано 95 исков в суд, подытожила замруководителя ведомства.

О росте тарифов космическими темпами категорично заявил по завершении выступления один из председателей домкомов. Однако следующий спикер — зампредседателя госкомитета по тарифам Наиль Шарафутдинов — с этим не согласился.

— Ресурсоснабжающая организация выступает с предложениями об установлении тарифов. Госкомитет их рассматривает и утверждает. Мы ведем мониторинг соблюдения предельного индекса роста платы граждан. Превышений не допущено, — отметил он.

— А кто-нибудь проводил проверку выполнения инвестиционных программ? Ведь из-за этого тоже увеличиваются тарифы, — возразил еще один участник.

Как выяснилось, вопрос находится под контролем соответствующих служб. «БашРТС», к примеру, выполнила инвестпрограмму на 100 процентов. Отчет есть в открытом доступе на сайте министерства ЖКХ.

Поможет интеллект

— Сократить потребление ресурсов позволит установка интеллектуальных систем учета. Сигнал передается со всех приборов одновременно, и не надо делать это вручную. Кроме того, появляется возможность дистанционно контролировать работоспособность приборов учета, — пояснил руководитель группы ограничений и подключений юридических и физических лиц ЭСКБ Степан Юнусов.

Работы проводятся на средства поставщика. Уже установлено 100 тысяч приборов учета и каналообразующего оборудования. Но здесь возникает проблема: жильцам не всегда нравятся внешний вид устройств и места их установки — на фасаде дома и в подъездах. Спикер попросил жильцов не препятствовать установке оборудования.

И опять же в зале возник вопрос: а почему должникам не ограничивают подачу ресурсов? Как следовало из ответа, это можно будет делать, когда система заработает полноценно.

Другое предложение созрело прямо на секции, когда слово взял замдиректора филиала «Тепловая инспекция» «БашРТС» Александр Светлов.

— Тепловая инспекция создана три года назад. Комиссия по графику выходит на тепловые пункты и проверяет их готовность к отопительному сезону. Позже она повторно проводит проверку, контролируя устранение нарушений. Мы приветствуем участие жильцов в работе комиссии, — отметил он.

Однако тут же выяснилось, что жильцов о визите тепловой инспекции никто не предупреждает.

— Нужно разработать механизм заблаговременного информирования председателей советов домов, — предложила зампредседателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания — Курултая Елена Родина.

— Половина домов не имеет председателя, и связываться будет не с кем, — посетовал по этому поводу руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Уфы Рим Булатов.

Еще один камешек в огород жильцов кинул его коллега — председатель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Советского района Уфы Венер Курбанов. Большой проблемой он назвал переустройство инженерных систем в самих квартирах.

— Жильцы переделывают системы отопления — выносят трубы на лоджии, убирают байпасные линии, применяют не предназначенные для этого краны. Чтобы нарушить циркуляцию, достаточно переделки в одной квартире. Управляющие компании должны обязать жильцов привести системы отопления в проектное состояние, — подчеркнул Венер Курбанов.

Но, как тут же возразили из зала, далеко не все жильцы готовы впускать в свои квартиры для проверки работников управляющих компаний.

По окончании секции все желающие могли получить ответы на вопросы у специалистов разных ведомств в зоне консультаций. Госкомжилнадзор здесь представляли Динар Якупов и Екатерина Кузьмина.

— Половина нашей работы связана с рассмотрением обращений. Люди хотят, чтобы капремонт у них прошел в более ранние сроки, чем предусмотрено программой. Если один вид работ уже выполнен, они хотят, чтобы сделали следующий. А вообще в обращениях присутствуют все темы, связанные с эксплуатацией дома. Есть жалобы и по начислениям, уборке придомовой территории. Инспектор проводит проверку и в случае нарушений выдает предписание, — пояснил Динар Якупов.

КСТАТИ

Ключевые задачи в сфере ЖКХ обозначил, выступая на пленарном заседании форума, глава республики Радий Хабиров. В их числе снижение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, повышение качества услуг управляющих компаний, дальнейшая модернизация коммунальной инфраструктуры. Еще одно направление — повышение эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе работы с управляющими компаниями.

«По итогам Послания президента России Федеральному Собранию сформирован ряд решений в части модернизации ЖКХ. На эти цели будут направлять значительные средства. И от работы нашего министерства ЖКХ, муниципальных управленческих команд будет зависеть то, как мы будем развивать эту сферу при федеральной поддержке», — подчеркнул Радий Хабиров.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: