Все новости
ЖКХ
26 Марта , 11:15

Дом, где стены не помогают

Вместо расселения жильцы заняты судебными тяжбами с администрацией Уфы

Ринат РАЗАПОВ  Гульнара Петрова демонстрирует трещины на потолке.
Гульнара Петрова демонстрирует трещины на потолке.Фото:Ринат РАЗАПОВ

«Приезжайте, сами посмотрите, как мы живем», — пригласила в гости Олеся Амосова. Приглашение мы получили в дом №4 на шесть квартир, что на улице Мечетлинской в Шакше. С 2021 года он признан аварийным и подлежащим сносу.

Изношен на 80 процентов

До 2022 года обитатели дома жили вполне себе спокойно, ничего не требуя от мэрии, обращение в суд было не их инициативой. Но в один прекрасный день получили повестки — явиться, принести с собой документы. Истцом, вставшим на защиту интересов граждан, выступила прокуратура Калининского района.

В решении райсуда от 2022 года о расселении дома имеется ссылка на техническую экспертизу. В ней сказано, что обследование здания 1956 года постройки выявило «фактор угрозы обрушения несущих конструкций». Физический износ составляет 80 процентов, дом не соответствует современным пожарным, санитарным, строительным требованиям. Иными словами, находиться в нем опасно для здоровья и жизни. Между тем здесь живут пожилые люди, прикованный к постели инвалид и несовершеннолетние дети.

Суд первой инстанции встал на сторону жильцов и постановил провести расселение до лета 2023 года, но городская администрация не согласилась со столь сжатыми сроками исполнения решения и подала апелляционную жалобу.

Наследие шакшинских зэков

Рассказывают, что в свое время двухэтажные бараки (по-другому не скажешь) на улице Мечетлинской возводили заключенные шакшинской тюрьмы, а предназначались они для работников местного керамического завода.

— Мой свекор воевал в Великую Отечественную, квартиру получил как работник завода. Тогда в доме не было ни санузлов, ни воды. Он все мечтал о ванной, но так и умер, не дожив до этого, — рассказывает Наталья Фаронова из второго подъезда.

Вот уже тридцать лет они с супругом живут в доме на Мечетлинской. За эти годы жильцы обустроили санузлы, провели воду, правда, горячей как не было, так и нет, проложили канализацию. Вроде бы вздохнули свободно, но со временем износ здания дал о себе знать.

— Между фасадной и примыкающей стеной комнаты образовалась щель с ладонь. Пришлось ее запенивать. Но стены все время влажные, просыхают, только когда включают отопление. Да вы сами посмотрите, в каком состоянии дом снаружи, — говорит Наталья.

Осматриваем стены с улицы. Трещин не видно, так как они заботливо зашпаклеваны работниками управляющей организации. Зато заплатки заметны хорошо.

Соседка Фароновых Раиса Ахметзянова поселилась в доме 42 года назад. Живет с сыном, прикованным к постели после тяжелой травмы. Иногда они выбираются из квартиры, чтобы попасть в больницу к врачу.

— Как же вы спускаетесь? — спрашиваем мы, оглядывая узкую и при этом крутую лестницу.

— Нанимаю людей, чтобы помогли вынести сына. Впрочем, мы редко выезжаем, — сдержанно отвечает она.

А если пожар?

Зато Светлана Минегалеева не скрывает эмоций, демонстрируя стены с плесенью, отваливающиеся обои, зияющую на кухне дыру в полу. В этом месте сосредотачиваются инженерные коммуникации, а так как полноценного подвала, равно как и фундамента, в доме нет, то единственное место для доступа к вентилям — это «окно в Европу».

Светлана Талгатовна живет здесь с 2006 года. Уже в то время ходили слухи, что дом будет расселен, а на его месте построят торговый центр. Не скрывает, что повелась на эти разговоры и дешевизну жилья, но воз и ныне там.

Тазкира Аминова перенесла операцию на коленном суставе, и теперь каждый спуск по лестнице с высокими неудобными ступенями для нее тот еще экстрим. Даже в магазин, который находится под ее квартирой, выходит редко, просто спускает с балкона сумку со списком продуктов.

— Я больше переживаю из-за старой проводки. С момента строительства дома здесь ни разу не было ремонта и проводку никогда не меняли. Если случится пожар, у меня не будет физической возможности быстро выбежать на улицу, — делится она своими страхами.

Все жильцы жалуются, что попытки сделать ремонт, прикрыть стены обоями не приводят к успеху. Уже через короткое время они отваливаются, расползаются, обнажая неприглядную «подноготную» дома. Поэтому Гульнара Петрова из квартиры напротив с ремонтом и не торопится. На стенах и потолках беззастенчиво красуются трещины, проплешины на месте обвалившейся штукатурки и ржавые потеки с крыши. Эту «картину маслом» дополняют старые провода, словно паутина расползающиеся под потолком.

— Мы очень надеялись, что нас расселят. В таких условиях жить невозможно. По ночам, когда наступает тишина, слышно, как трещат стены, — сетует она.

Верховный суд постановил…

Онлайн-ресурс Дом.МИНЖКХ выдает информацию о том, что в Уфе 354 аварийных дома, построенных в промежутке с 1874 по 1988 год. Это шесть процентов от городского жилищного фонда.

Шансы на расселение резко возрастают, когда на улицах со старыми домами затевается комплексное развитие территории или они попадают в адресную программу по расселению из аварийного и ветхого жилья.

Напомним, что таковая в Башкирии досрочно завершилась в прошлом году. В нее попали здания, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Согласно справке из минстроя, расселено 210 домов, в которых проживало 4,8 тысячи человек. Всего с 2019 года в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» расселено 110,8 тысячи квадратных метров ветхого жилья. Но новая адресная программа на текущий момент еще не сформирована.

— В настоящее время ведется работа по привлечению источников финансирования для разработки новой программы переселения. На эти цели планируется привлечь средства публично-правовой компании «Фонд развития территорий». Новая программа позволит расселить 15 тысяч человек из 580 аварийных домов, признанных таковыми в период с 1 января 2017 по 1 января 2022 года, — сообщили в пресс-службе регионального министерства строительства и архитектуры.

В администрации Уфы на запрос газеты «Республика Башкортостан» ответили, что на улице Мечетлинской аварийными признаны 11 домов. Из них №№ 3, 11, 11а, 12 расселяются «хвостом» по прошлой адресной программе, срок указан до конца этого года. Остальные планируется включить в следующую.

— На сегодняшний день собрана необходимая техническая документация, определена номенклатура жилых помещений, необходимых для расселения граждан. После определения источника финансирования и предоставления жилых помещений указанные дома будут расселены, — прокомментировал ситуацию начальник пресс-службы администрации Уфы Талгат Зайнуллин.

Мэрия предложила жильцам дома № 4 воспользоваться маневренным фондом, но те отказались. Пусть хоть и трещит по швам, но все-таки свой.

В очередной раз дело рассматривалось в Верховном суде Башкирии: 28 февраля он оставил решение суда первой инстанции в силе. «Решение суда будет исполнено в любом случае по мере выделения финансирования», — заявили в пресс-службе мэрии.

Уважаемые читатели!

Если кто-то столкнулся с похожими проблемами, ждем ваши истории по электронному адресу: [email protected]

Ринат РАЗАПОВ  Это не просто отверстие в полу, а доступ к коммуникациям.
Это не просто отверстие в полу, а доступ к коммуникациям.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Ринат РАЗАПОВ  Пожилому человеку спуститься по крутой лестнице непросто.
Пожилому человеку спуститься по крутой лестнице непросто.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: