Все новости
Право
1 Июля , 11:15

Дом под вопросом

Жителей республики предупредили, что они могут лишиться недвижимости

Александр ДАНИЛОВ  Документы на дом и землю нужно держать в порядке.
Документы на дом и землю нужно держать в порядке.Фото:Александр ДАНИЛОВ

В зону риска попали земельные участки и дома, которые были учтены еще в старом порядке, — до 31 января 1998 года, в земельных комитетах или в БТИ, и с которыми с тех пор не совершались никакие сделки. Сведения о такой недвижимости в реестре есть, а вот данных о ее владельцах нет.

Чтобы избежать неприятных последствий, собственники должны оформить права на них, сообщил на пресс-конференции замруководителя Управления Росреестра по РБ Марат Мирзаянов.

Данные о таких «подвисших» объектах Росреестр передает в муниципалитеты. Задача последних — отыскать владельцев недвижимости и побудить зарегистрировать их. По сути, все это делается в их интересах. Ведь если участок или дом не зарегистрированы, то в случае чрезвычайной ситуации владелец не сможет получить компенсацию. Также не получится продать их, оставить в наследство или подарить. Может возникнуть и спор по границам: если участок не зарегистрирован, сосед не обязан согласовывать их, и забор может оказаться не на том месте.

— В реестре недвижимости учтено 5 млн объектов на территории республики. На середину 2021 года не было сведений о правообладателях 570 тысяч объектов. Сейчас это количество снизилось до 215 тысяч. Это кропотливая, длительная работа. Однако собственник объекта может сам обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации. Пошлину платить не придется. В республике эта работа должна завершиться до 1 января 2025 года, — пояснил Марат Мирзаянов.

Некоторые владельцы не регистрируют собственность намеренно, пытаясь избежать налогов. Однако суммы придется платить не такие большие, да еще и действуют вычеты — например, для жилого дома это 50 квадратных метров. Некоторые категории граждан от налогов вообще освобождены. В любом случае плюсы от оформления недвижимости перевешивают минусы, отметил замруководителя ведомства.

В ходе работы выявляются и такие объекты, которых уже нет, — они были, допустим, снесены или разрушены, а на учете до сих пор стоят. Тогда специалисты выезжают на место, проводят обследование и снимают объект с учета. Таким образом происходит зачистка ре­естра от несуществующих объектов.

Возможен и крайний вариант: если владельца найти не удастся, недвижимость передадут в муниципальную собственность как бесхозяйную. То же самое произойдет, если она будет признана выморочной — владелец умер, а наследники в права не вступили. Таких домов и участков много в деревнях, и в этом случае имущество также передается муниципалитету. Это, кстати, касается и участков, переданных под садовое или личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство, но не используемых для этих целей.

— Регистрация ранее учтенных объектов идет активно, в месяц владельцы оформляют в собственность полторы тысячи объектов. Во многих городах и районах уже проанализировали все такие объекты и занимаются побуждением граждан к их регистрации. В среднем уже оформлено в собственность 45 процентов такой недвижимости, — подчеркнул Марат Мирзаянов.

Самый большой объем работы, конечно же, в Уфе, и он лег на плечи сотрудников управления земельных и имущественных отношений мэрии.

— После выявления владельцев им направляют письма с просьбой зарегистрировать права. Уже направлено восемь тысяч таких писем, готовятся к отправке еще пять тысяч. Для работы с населением профильный отдел управления укомплектован дополнительными сотрудниками, открыта горячая телефонная линия для консультаций по этому вопросу, для приема граждан предусмотрено отдельное окно. Также разработан буклет с разъяснениями, который в том числе направлен управляющим компаниям для работы с гражданами, — отметил замначальника управления земельных и имущественных отношений администрации Уфы Рушат Фазлиахметов.

На сегодня количество объектов без сведений о владельцах уменьшилось по земельным участкам с 24 тысяч до 3,8 тысячи, по зданиям — с 24,7 тысячи до 16,9 тысячи, по помещениям — с 47,6 тысячи до 22 тысяч. Более двух тысяч объектов сняты с учета как прекратившие существование.

Результативность этой работы в Уфе чуть ниже, чем в среднем по республике, — 40 процентов. Чтобы ускорить процесс, сотрудники управляющих компаний проведут обходы многоквартирных домов и расскажут жителям, что они могут зарегистрировать свою недвижимость. В августе аналогичная работа будет организована по гаражам и овощехранилищам.

КСТАТИ

Проверить, зарегистрированы ли права на недвижимость, можно с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн» на сайте Росреестра (вкладка «Права и ограничения»). Если объект не зарегистрирован, там появится запись «Ранее учтенный». Воспользоваться сервисом можно бесплатно.

МЕЖДУ ТЕМ

В топ-10 муниципалитетов, где лучше всего идет работа по регистрации ранее учтенных объектов недвижимости, вошли Уфа, Агидель, Нефтекамск, Калтасинский, Краснокамский, Баймакский, Бирский, Татышлинский, Чишминский,
Янаульский районы.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: