Скандал, разразившийся вокруг начислений за отопление в начале прошлого года, помнят, наверное, все уфимцы. Копий тогда было сломано немало, и проблему решали на самом высоком уровне. Итогом разбирательств стал перерасчет на 22 млн рублей, который, признав счета завышенными, сделала компания «БашРТС». Деньги, пусть и небольшие, вернули тем, у кого в платежках оказались суммы, превышающие начисления за ноябрь более чем на 42 процента. Цифру эту рабочая группа вывела опытным путем с учетом разницы температур наружного воздуха. Перерасчет был сделан по 52 тысячам домов.
Казалось бы, дело на этом закончилось. Однако нет. Громом среди ясного неба для жильцов стали квитанции за апрель этого года. В них обнаружилась интересная строчка: доначисления за декабрь 2020-го. И значились в ней те самые суммы, которые когда-то удалось отвоевать. Что, собственно, произошло, разбирались участники круглого стола, который провела Общественная палата РБ.
— Моя мама в очереди стояла, чтобы получить эти несчастные деньги. А теперь их требуют обратно, — выразила свое возмущение жительница Уфы Татьяна Исламова, ранее обратившаяся за помощью в Общественную палату. — И мне тоже пришла квитанция с этими доначислениями.
Ее подруга по борьбе с несправедливостью и тоже автор обращения Эльвира Терегулова возмущена не меньше: по ее двухкомнатной квартире площадью 40 квадратных метров за отопление тогда выставили счет в 8 тысяч рублей. Перерасчет после разбирательств составил 305 рублей. И вот теперь их надо отдавать.
Прояснить ситуацию председатель профильной комиссии Общественной палаты Роза Хузина попросила директора «БашРТС» Тимофея Дубровского. Он с полной уверенностью подтвердил, что это действительно те деньги, которые в свое время вернули жильцам в виде перерасчета. По его словам, та зима была суровая, потому суммы в счетах и возросли. А перерасчет «БашРТС» сделала по своей инициативе. Последовавшие проверки не выявили нарушений в действиях компании, и спустя полтора года жильцов обязали вернуть деньги.
Но как же так — ведь проверки действительно были, кто же в таком случае виноват?
Отвечая на этот вопрос, зампредседателя госкомитета по жилищному и строительному надзору Владимир Леонтьев констатировал, что было проверено 10 тысяч домов, в том числе 2,6 тысячи — в Уфе, выявлено более 24 тысяч нарушений.
Однако эту информацию, по его словам, ведомство никуда не отправляло. В отношении 24 домов есть судебное решение, но оно не вступило в законную силу и находится в кассации, также отметил он.
Свою позицию обозначил и руководитель рабочей группы, созданной еще в 2021 году, председатель профильного комитета Госсобрания — Курултая Николай Хорошилов.
— 42 процента — это не приказ, не закон, это предмет договоренности и взаимной доброй воли. На заседании рабочей группы эта договоренность была протокольно зафиксирована. Если, на взгляд госкомитета по жилищному надзору, она не исполняется, надо к этому вернуться, — подчеркнул он.
— Проверки домов были, а где можно увидеть результаты? Почему о них ничего не знают жильцы? — задал вполне логичные вопросы представитель организации «Уфасити.ми» Вадим Беляков.
Однако внятного ответа присутствующие не получили. Одно было ясно: результаты проверок действительно погребены где-то в недрах госжилнадзора. Жильцов в известность тоже не ставили. Это и позволило «БашРТС» выйти сухим из воды.
Ну а вину за высокие суммы в счетах в декабре 2020 года Тимофей Дубровский переложил на самих жителей.
— Собственники квартир не позаботились о подготовке к зиме и заплатили за это, — отметил он. — За все, что внутри домов, отвечают управляющие компании, не вмешивайте в это нас. А они домами не занимаются: не утепляют их, не регулируют диаметр сопел, не промывают системы. Если в системах ржавчина, невозможно обеспечить равномерный нагрев.
Итог обсуждению подвел Вадим Беляков. Он предложил «рассекретить» результаты проверок по каждому дому, и тогда жители решат, кому предъявлять претензии — «БашРТС» или управляющей компании. Как заверила Роза Хузина, Общественная палата направит соответствующий запрос в госжилнадзор.
Попутно участники круглого стола затронули еще один больной вопрос — по тарифам на отопление.
— В нашем доме установлен ИТП (индивидуальный тепловой пункт), и значит, вода подогревается внутри дома. Почему мы платим по такому же тарифу, как жильцы домов, где его нет? Получается, мы оплачиваем неоказанную услугу, — отметила Татьяна Исламова. — В Москве, например, действуют разные тарифы.
— В республике установлен единый тариф на отопление, власти не идут на дифференциацию. В среднем он справедливый. Общество еще не созрело, чтобы вводить разные тарифы, — высказал свое мнение Тимофей Дубровский.
Руководитель «БашРТС» напомнил, что в тарифе заложены средства на ремонт сетей и что компания выполняет социальную функцию. Он даже сравнил ее с благотворительной организацией, потому что прибыль — ноль.
По окончании круглого стола участники разошлись не сразу.
— На нас сейчас пытаются переложить содержание ИТП, который когда-то устанавливал город, — отметила Татьяна Исламова. — Мы пока его в общедомовую собственность не приняли. Нас заверяли, что передадут его в отремонтированном за счет бюджета виде, потому что ему уже больше десяти лет. Однако сумму за его обслуживание и ремонт повесили на жильцов. За прошлый год она составила 406 тысяч рублей. И это в доме, где всего 30 квартир.