За время пандемии коронавируса разлетелось выражение «медики на передовой». Так вот, пик вируса прошел, а работники службы скорой помощи как были на передовой, так и остались. Скорая — важное и одновременно хрупкое звено в отечественной системе здравоохранения.
Как и вся медицина в целом, служба страдает от нехватки кадров, нуждается в постоянном обновлении автопарка и инфраструктуры.
Казалось бы, что такого: довезли человека до больницы. Но сколько за этим простым действием труда и внимания к пациенту!
Накануне профессионального праздника работников скорой помощи, который отмечается 28 апреля, нам удалось заглянуть «за кулисы» службы, подежурив на Ленинской подстанции в Уфе.
Небольшое здание на улице Аксакова, в котором размещается подстанция, теснят строящиеся и уже заселенные многоэтажки. Машины скорой помощи занимают оставшийся свободным небольшой пятачок у входа. Внутри, вопреки ожиданиям, царит спокойствие.
— Если в больнице расписание врача известно заранее, то фельдшер или врач скорой помощи не ведают, где окажутся через пять минут, с кем встретятся, с какой ситуацией столкнутся. Чтобы поставить диагноз, у них нет, как у стационарного доктора, ни трех дней, ни диагностического оборудования, а лишь пятнадцать минут и небольшой чемоданчик. Некоторые люди ждут от них лечения и обижаются, когда его не получают. Нельзя забывать, что главная задача работника службы — оказать помощь в экстренной ситуации и довезти пациента живым до стационара. Не каждому дано работать в скорой помощи, но, продержавшись лет пять, медики втягиваются, и потом им бывает сложно в других структурах, поэтому ушедшие, как правило, возвращаются, — знакомит с нюансами профессии заведующий подстанцией Марсель Иксанов.
Руководит он ею с 2020 года. Сам отработал врачом скорой помощи несколько лет, хотя его первая специальность — травматолог.
— В начале двухтысячных для снижения смертности и улучшения оказания помощи при ДТП на контрольных постах ДПС планировалось организовать мобильные пункты, в которых дежурили бы бригады травматологического профиля. Но программа не реализовалась, а я так и остался в службе скорой помощи, — говорит он.
Вернуться к травматологии сейчас вряд ли получится, даже если появится такое желание. Согласно новым правилам, для смены профиля медик должен пройти двухгодичное переобучение и получить соответствующий сертификат. Фельдшерам и медсестрам проще — у них переобучение длится четыре месяца. Сидеть два года без зарплаты никому не понравится, поэтому бригады скорой сегодня укомплектовываются в основном за счет среднего и младшего звена. Тем не менее, в коллективе трудятся одиннадцать врачей, кардиологическая и реанимационная бригады.
Ленинская подстанция является куратором подразделений скорой медицинской помощи центрального медицинского округа. Самый отдаленный населенный пункт ее подшефной территории — в 208 километрах от Уфы.
День только начался, а уже принято 15 вызовов. Накануне за сутки было 122, что здесь считается скромной цифрой. В дни, когда бушевал коронавирус, доходило до 200 и даже переваливало за эту черту.
— Сейчас все бригады в разъездах по вызовам. Их передвижения можно отслеживать в онлайн-режиме, — объясняет диспетчер Светлана Семенова и показывает двигающиеся на мониторе кружки.
Вот бригады следуют к месту ДТП и на пожар (забегая вперед, скажу, что обошлось без жертв), другая отправилась к пожилой женщине с сердечным приступом, еще кому-то стало плохо в аптеке, у кого-то жалобы на боли в животе. Ждет медиков и 101-летняя бабушка с давлением и носовым кровотечением. Одна машина подобрала на улице бездомного с травмой головы. После пациента проводится санитарная обработка салона. Следующая перевозит ребенка из одной больницы в другую.
Светлана работает на подстанции уже 30 лет — на первых порах выездной медсестрой, затем диспетчером. Без лидерских качеств в этой должности обойтись невозможно. Ответственность большая: нужно быть организованным, уметь оперативно принимать решения, разбираться в нюансах каждой бригады и заодно курировать молодых фельдшеров. Ее напарница Карина Минигареева, выпускница Калужского медколледжа, трудится диспетчером третий год. Коллектив радует, что на подстанции происходит смена поколений, приходят молодые кадры.
Вызовы поступают из колл-центра оперативного отдела станции, после чего диспетчеры распределяют их между медиками.
В дневную смену дежурит десять бригад, по вечерам — двенадцать. Случается и такое, что ехать некому, тогда привлекаются коллеги из других районов. Точно так же и их выручает Ленинская подстанция. Днем, в часы работы поликлиник, она обслуживает только экстренных больных. Вечером к ним присоединяются неотложные вызовы, которые выполняются по мере освобождения бригад после срочных выездов.
Вернувшаяся с вызова Марина Николаевна Чиркова берет надо мной шефство. Эта хрупкая, невысокого роста, энергичная и обаятельная женщина сразу располагает к себе. Общий ее стаж в медицине больше 40 лет, 37 из них она трудится на Ленинской подстанции. Таких опытных сотрудников, проработавших в службе скорой помощи больше 25 лет, коллеги уважительно называют ветеранами.
Марине Николаевне вручают направление на вызов, и наш экипаж выдвигается на место. Из пятой больницы необходимо перевезти в республиканский кардиоцентр бабушку с нарушениями сердечного ритма.
Транспортировка заняла не более пятнадцати минут, и мы возвращаемся на базу, но не успеваем доехать, как раздается новая команда. В поликлинику на Цюрупы скорую помощь вызвали для женщины, которая пришла на прием к врачу с плохой кардиограммой на фоне получаемой ею химиотерапии.
— Пики заострились, — говорит молодой доктор. Марина Николаевна вглядывается в ленту ЭКГ, сравнивая с прошлым результатом.
У больной подозрение на инфаркт.
— В какую везти? — вызывает через специальный планшет старшего врача Марина Николаевна.
— В республиканской есть место.
Оставив в приемном покое РКБ имени Куватова пациентку, возвращаемся. В дороге есть возможность спокойно поговорить.
— Как вы пришли в скорую помощь?
— Хотела устроиться в поликлинику, но в тот день отсутствовали руководители, да и требовалось пройти большой медосмотр, а с маленькими детьми на руках это было сложно. Иду по улице, думаю, что делать дальше, и вижу — подстанция Ленинского района, рядом с дверью висит табличка «Берегись автомобиля». Внутри тишина, никого нет — это я потом поняла, что если на базе безлюдно, значит, работа кипит. На плите варится супчик, вкусно пахнет едой, тепло и уютно.
Спрашиваю: «Не нужны ли вам фельдшеры?» — «Нужны. А когда сможете приступить?» — «Хоть завтра». Вот так и началась моя работа на скорой помощи. Первый вызов поступил из поликлиники на Нехаева — черепно-мозговая травма.
Приехали. У дверей сидит старушка. Оказалось, что по пути в церковь привязались хулиганы. Денег у нее с собой не было, они в отместку избили. Посадили мы бабушку в машину, а в дороге ей стало совсем худо. Домчали до стационара, пациентка выжила, — вспоминает Марина Николаевна.
Медики тяжело переживают первую смерть в своей практике. Чиркова помнит, как это случилось во время вызова к умирающему онкобольному.
Нас направляют на угол улиц Цюрупы и Кирова. На месте видим уютно устроившегося на ступенях супермаркета мужчину и стоящих рядом с ним двух стражей порядка.
— Пьяный, без травм, — говорят они.
Медиков вызвали сердобольные граждане.
— Я начинаю верить в нашу медицину — скорая приехала за пять минут, — слышится в толпе едкий комментарий.
Гражданин взирает на нас со смесью удивления и радости на лице — такого внимания к своей скромной персоне он явно не ожидал. С трудом выговаривая слова, пояснил, что в Уфе проездом из Перми, а определенного места жительства не имеет. При этом «гастролер» был весьма прилично одет и аккуратно подстрижен. Показания к госпитализации отсутствовали, но так как на ногах он не держался, полицейские забрали мужчину в отделение, чтобы проспался.
Пятнадцать минут на обед — и снова в бой. В Нижегородке мама и две ее маленькие дочери температурят несколько дней, у младшей начинается стенозный кашель. Молодая женщина объяснила, что их заразил супруг, который уже успел уехать на очередную вахту.
— Их состояние действительно вызывает тревогу. Когда несколько дней на антибиотиках не снижается температура — это не шутки. К тому же из-за стеноза ребенок может начать задыхаться, — объясняет Марина Николаевна, вернувшись из приемного покоя четвертой больницы, куда были доставлены мама с дочерьми. — Бывает, что вызывают, когда просто болит голова или насморк. А ведь в это время в нашей помощи может нуждаться пациент с реальной угрозой для жизни.
Тем временем нам поручают из той же четвертой забрать мальчика с подозрением на аппендицит, о котором свидетельствует картина ультразвукового исследования. В этой больнице хирургов нет, поэтому мы доставляем его в 22-ю. Малышу проведено полное обследование, но родительница раздражена медицинскими манипуляциями и вынужденным переездом из одного стационара в другой. Пока их поместили на карантин. Ребенка будут наблюдать. Если лейкоциты продолжат повышаться, то прооперируют, если пойдут на спад, то все обойдется.
В общении с пациентами, даже если они очень не в духе, Марина Николаевна всегда сдержанна.
— Предпочитаю ничего не отвечать, чтобы не провоцировать продолжение конфликта, — рассказывает она. — Хамское отношение не терплю: почему-то некоторые люди считают нормальным излить на нас свой гнев. Вчера, например, на улице Гоголя заехали к дому со стороны, где нет шлагбаума. Однако некий гражданин сделал замечание, мол, зачем отсюда проехали, надо было остановиться за шлагбаумом, пробежалась бы пешком.
Вообще, чтобы работать в службе скорой помощи, необходимо иметь крепкие нервы. Оскорбления и насилие в отношении медиков, к большому сожалению, стали практически рядовым явлением. Чиркова вспомнила случай. Поступил вызов в высотный жилой дом. Лифт не работает, на лестничных клетках темно. Приехали-то быстро, но потребовалось время, чтобы в потемках найти нужный этаж. Марину Николаевну встретила разгневанная и не очень трезвая женщина, набросившаяся с кулаками: «Почему так долго? Где вас носило?» Но Чиркова не могла уйти, так как вызвали скорую к ребенку с резаной раной.
Не только от мастерства фельдшера, но и от профессионализма водителя зависит жизнь человека.
— Однажды везли малыша, проглотившего кусочек лаврового листа. Он прилип к гортани, и ребенок задыхался. Долетели до больницы за четыре минуты. Потом врач в стационаре сказал, что если бы кусочек ушел ниже в дыхательные пути, то малыш был бы обречен, — рассказывает водитель Ринат Мустакимов, проработавший на подстанции 15 лет. — Еще был случай, когда за пять минут довезли мальчишку, которому ушибло голову качелями. Его тоже спасли.
Накануне моего дежурства на подстанции эта бригада едва не попала в ДТП. В перинатальный центр везли беременную женщину с отслойкой плаценты. Уже на подъезде к больнице под колеса буквально нырнул внедорожник. Водитель ударил по тормозам. Пациентка не пострадала, а вот Марина Николаевна получила ушибы.
Следующим стал вызов в общежитие на улице 8 Марта к 18-летнему студенту из Судана. Ситуацию осложняло то, что парень практически не владел русским языком. Переводчиком выступил сосед по комнате. Рвота с кровью, при пальпации напряженный живот, острая боль, отдающая в спину. Фельдшер ставит предварительный диагноз — желудочное кровотечение. Четвертый этаж, а спускать больного необходимо на носилках. Выручили соседи пациента, которого доставили в 21-ю больницу.
Мое дежурство на подстанции подходит к концу. К счастью, нас обошли трагические и страшные случаи, которых в практике каждого работника службы накапливается приличное количество. Такую работу выдерживают не все. Дело не только в невысоких зарплатах и нагрузке, но и в моральной усталости. Надолго, как Марина Николаевна, в профессии «застревают» люди, наверное, с особенным, философским отношением к жизни, высокой степенью эмпатии, а это штучный товар.
Комментарий
Рауль Халфин, председатель Республиканского профсоюза работников здравоохранения:
— Министерством здравоохранения и профсоюзом делается многое для поддержки службы скорой помощи. Под контролем профсоюза в этом году завершилось объединение службы «03» республики. Создано девять межмуниципальных отделений на базе медицинских округов. При реорганизации рабочие места были сохранены, а уровень социальных гарантий сотрудников присоединенных подразделений вырос.
Профсоюз внес свои предложения по поддержке и развитию службы скорой помощи. Вопросы обеспечения комфортными условиями для отдыха, теплыми гаражами, местами для мытья машин актуальны в целом для республики.
Инициатива профсоюза обеспечить доплаты всем водителям и сотрудникам специализированных психиатрических бригад СМП была поддержана республиканским правительством.
В середине апреля они получили социальные выплаты сразу за три месяца. По расчетам минздрава РБ, в этом году на соцвыплаты из республиканского бюджета будет направлено 303 млн рублей. Теперь мы нацеливаем профлидеров на местах, чтобы они обеспечили контроль за предоставлением этих выплат.
В марте прошлого года были внесены изменения в Отраслевое соглашение, увеличившее до 80 процентов доплаты за работу в ночное время службе экстренной помощи, водителям СМП введены доплаты за переноску больных. Проведена большая работа с главными врачами больниц, чтобы прописанные в Отраслевом соглашении гарантии стали действовать во всех медорганизациях республики.
С 2021 года действует профсоюзная программа оказания материальной помощи при несчастных случаях на производстве сотрудникам выездных бригад скорой помощи. Именные профсоюзные сертификаты, где указан размер и порядок выплат, получили все сотрудники СМП — члены профсоюза. Программа обеспечивает не только материальную поддержку медиков, но и контроль учета несчастных случаев при выполнении служебных функций.
Конструктивный диалог со сторонами социального партнерства — правительством республики, министерством здравоохранения, законодательной властью — позволяет профсоюзу добиваться реальных результатов по улучшению условий и оплаты труда работников службы скорой медицинской помощи. В будущем еще предстоит решить вопросы привлечения кадров, дополнительной поддержки работников и другие задачи.