Все новости
Культура
29 Апреля , 11:15

Вальс при свечах

В Уфе заниматься историческими танцами может любой желающий

из архива Дениса АКСЕНОВА Гранатовый бал в Челябинске.
Гранатовый бал в Челябинске.Фото:из архива Дениса АКСЕНОВА

29 апреля Международный день танца в Уфе будут отмечать и артисты балета, и коллективы народных и современных направлений, устраивая флешмобы, концерты, выступления и даже балы. К примеру, состоится танцевальный вечер в стиле эпохи ампир, организованный преподавателем студии исторического танца «Ассамблея» Денисом АКСЕНОВЫМ. С ним наш сегодняшний разговор.

— Денис Алексеевич, преподавание танца не основная ваша работа. Как в вашей жизни появился танец?

— Одно из самых ярких впечатлений в моей жизни, связанное с танцем, относится к ранним школьным годам. Я ходил в развивающую самодеятельную студию, и в один прекрасный момент преподаватели сказали, что у нас будет бал. Мы готовили полонез и вальс, девочкам шили платья, а мне — гусарский ментик. И самое главное, я шел первой парой с девочкой чуть старше меня. Даже фотография сохранилась! Все действо проходило в музее С. Т. Аксакова, который и по сей день является основным местом проведения танцевальных вечеров.

Следующим знакомством с танцем были балы, организованные школой № 45, в которой я учился. Они проходили в Башкирском театре оперы и балета, и наш преподаватель Елена Игоревна Нестерова тщательно готовила нас к этому мероприятию. Удивительно, но даже самые непокладистые парни из нашего класса очень ответственно к этому относились.

К преподаванию пришел, потому что других вариантов не было: если хочешь заниматься этим направлением дальше, набираешь группу и ведешь ее.

— Как и благодаря кому появилась «Ассамблея»? Какие эпохи вы любите больше остальных?

— Студия зародилась в 2003 году благодаря начинаниям ролевиков-«толкиенистов». Некоторым ребятам было интересно поиграть и в Средневековье, и в эпоху «Войны и мира». Танцы прекрасно дополняли эти действа, так появилась отдельная группа под руководством Милы Вритовой. В 2004 году в подростковом клубе «Улыбка» была организована студия исторического танца «Ренессанс», которую позже переименовали в «Ассамблею». Я начал ею руководить в 2007 году.

Тогда же в Россию начал приезжать итальянский преподаватель Фабио Моллика, который дал огромный импульс развитию исторических бальных танцев в стране. Его танцы исполняются на балах до сих пор.

Мне по-прежнему нравятся танцы середины ХIХ века и танцевальная культура барокко. Первая эпоха представляет шикарный пример бала как такового — с польками, вальсами, кадрилями и костюмами. Словом, всем тем, с чем ассоциируются исторические танцы у большинства людей. Эпоха барокко — это танцы сценического характера, они требуют чуть более серьезного подхода в подготовке, танцевального совершенствования до высокого исполнительского уровня.

— Помимо исторических вы преподаете и ирландские танцы. Довольно необычное направление для нашей республики. Как и где вы его открыли?

— Интерес к ирландским танцам у меня появился тоже в школе. Однажды на уроке ритмики нам показали запись шоу «Riverdance». Это знаменитое мировое шоу, которое меня очень впечатлило. А через несколько лет я узнал, что в Уфе есть энтузиасты, которые занимаются кельтскими танцами. Руководителем группы был мой друг, наставник и коллега Андрей Яновский.

Тогда, в 2004 году, мы не разделяли ирландские и шотландские танцы, хотя по технике они сильно различаются. Не было какой-то системы, мы танцевали все, что нравится, — учили по видео. Даже заказали степовки с деревянными каблуками. Они были жутко неудобные, но желание танцевать все-таки пересиливало. Занятия проходили в клубе «Улыбка», тогда еще в старом полуподвальном помещении, в доме на улице Худайбердина. Там же проводились занятия и по историческим танцам.

— Вы учились в Челябинском государственном институте культуры в уже довольно зрелом возрасте. Почему решили туда поступить? Как совмещали обучение и основную работу?

— Идею поступления в высшее учебное заведение на отделение хореографии мне подсказала моя коллега и друг, хореограф Варвара Соколова. Это произошло после премьеры комического танца на музыку «Levan Polkka» финской фолк-группы «Loituma». Номер получился задорным, особую изюминку для неискушенной публики добавляли парни в килтах.

Я поступил в уфимский филиал Челябинского института культуры, и сессии у нас проходили два раза в год, в январе и июле. На это время я брал отпуск, была возможность и просто отпроситься с работы.

Бывали в жизни ситуации, когда в один день нужно было присутствовать сразу на двух работах. Но я понял, что без танцев не могу. В целом танцы помогают переключаться, сбрасывать накопившееся напряжение.

— Какие танцевальные события запомнились больше всего и почему?

— Больше всего запомнился международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня», который проходил на Красной площади в 2015 году. Осознание того, что ты танцуешь на главной площади страны, принесло непередаваемые эмоции! За это нужно сказать огромное спасибо Марии Зотько. Она была руководителем школы шотландских танцев «Shedy Glen» в Москве.

Еще одним знаковым для меня событием стал концерт ирландского танца, который проходил в Москве в 2018 году. Основная его идея состояла в том, чтобы пригласить знаменитых иностранных танцоров и под их руководством буквально за несколько дней собрать концертную программу с российскими исполнителями. Я участвовал дважды, в последний раз — со своей ученицей Шаурой Ермаковой. Cтавили концертную программу солисты труппы «Riverdance» Эшлин Райан и Брендан Доррис. Довелось потанцевать с ними на одной сцене!

А в 2019 году мы вместе с преподавателем Стэнфордского университета Ричардом Пауэрсом организовали концерт исторического танца в Уфе.

— Есть ли в ближайших планах какие-нибудь проекты и поездки?

— Сейчас сложно строить глобальные планы, поэтому умеряем аппетиты и проводим небольшие танцевальные вечера по разным эпохам: барокко, ампир, романтизм, начало XX века. В марте у нас прошли мастер-классы именитых преподавателей из Москвы — Сергея Сосницкого и Анны Николаевой. Ребята очень вдохновились, и занятия продолжаются с новыми силами и энтузиазмом. Планируем провести несколько концертов в парке имени Аксакова.

В августе же меня пригласили в качестве преподавателя на Московский фестиваль исторического танца студии «Трианон». Участники студии «Ассамблея» постоянно выезжают на мероприятия к нашим друзьям в Челябинск, Казань, Екатеринбург, Самару.

— С какими проблемами сталкиваются преподаватели танцев в Уфе?

— Думаю, проблемы примерно одни и те же и в Уфе, и в других городах. Были периоды, когда даже очень известные студии нашего города недобирали учеников. А проблема нехватки мужчин в парных танцах существует практически всегда.

Сугубо наша проблема — это поиск помещений, подходящих под исторические мероприятия. Для нас важен соответствующий или хоть как-то подходящий архитектурный стиль и площадь, чтобы создавать атмосферу бала или салона. Увы, в Уфе таких помещений крайне мало.

— Расскажите о сотрудничестве с мемориальным домом-музеем С. Т. Аксакова и с УФИЦ РАН.

— С музеем С. Т. Аксакова сотрудничаем очень давно, устраиваем танцевальные вечера несколько раз в год для участников студии «Ассамблея». Основа программы — танцы и чаепитие. Бывают и необычные мероприятия, например, мы проводили вечер только при свете свечей или танцы под граммофон. Директор музея Михаил Андреевич Чванов всегда поддерживает наши начинания, а мы в свою очередь стараемся помогать в проведении мероприятий.

Взаимодействие с УФИЦ РАН началось в 2017 году с танцевального конкурса среди его сотрудников. Я работаю в Институте физики молекул и кристаллов, там же окончил аспирантуру, и на этом конкурсе предложил организовать «Бал ученых».

На зов откликнулась Зиля Вершинина, тогда еще председатель совета молодых ученых. С тех пор она является организатором «Балов ученых», а я — основным хореографом. Совместно мы провели несколько мероприятий, большая часть из них была поддержана грантами Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Февральский бал, приуроченный ко Дню российской науки, стал традиционным. В этом году он проходил уже в седьмой раз.

— Что необходимо обычному человеку, чтобы начать заниматься танцами и что мешает это сделать?

— Любому человеку нужно в первую очередь желание, тогда и возможности найдутся. Почему-то принято считать, что танцы не мужское занятие. Обратитесь к истории и увидите, что практически каждый офицер в царское время умел танцевать. Танцы имели важное значение и в народно-бытовом творчестве. Некоторые виды танцев считались вообще исключительно мужским занятием, как, например, Highland dance у шотландцев.

Вообще, у танцующего человека всегда есть преимущества: лучше настроение, физическая подготовка, к тому же танцующий человек всегда будет иметь больший успех у противоположного пола. Надеюсь, что каждый осуществит свою мечту и окунется в удивительный мир танца!

КСТАТИ

Присоединиться к занятиям историческими и ирландскими танцами под руководством Дениса Аксенова могут люди с любым уровнем подготовки и совершенно бесплатно. Занятия проходят в подростковом клубе «Улыбка» по адресу: ул. Энгельса, 1/2. Актуальное расписание можно узнать по телефону 8(347) 276-24-98.

автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
Фото:автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
автора и из архива Дениса АКСЕНОВА Гости из Екатеринбурга на II уфимском балу научных работников в пасторальном стиле.
Гости из Екатеринбурга на II уфимском балу научных работников в пасторальном стиле.Фото:автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
автора и из архива Дениса АКСЕНОВА Контрданс преобразил молодых ученых.
Контрданс преобразил молодых ученых.Фото:автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
автора и из архива Дениса АКСЕНОВА Солисты труппы «Riverdance» Эшлин Райан и Брендан Доррис.
Солисты труппы «Riverdance» Эшлин Райан и Брендан Доррис.Фото:автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
автора и из архива Дениса АКСЕНОВА Бои на шестах на балу научных работников.
Бои на шестах на балу научных работников.Фото:автора и из архива Дениса АКСЕНОВА
Автор:Айгуль РАХМАТУЛЛИНА
Читайте нас: