Все новости
«Ветеран»
24 Февраля 2021, 13:15

Наука побеждать

Уфимский учёный и изобретатель участвовал в создании двигателя новейшего российского самолёта МС-21

Быть может, кто-то не подозревает, но рядом с нами живут уникальные люди, судьба которых тесно связана с историей страны и где-то идет ей наперекор. Один из них — Виктор Юрьев, хорошо известный всем, кто связан с двигателестроением. Даже в самые тяжелые годы он оставался настоящим ученым и продолжал упорно работать в выбранной области. Да и сейчас работу не оставляет: буквально перед Новым годом коллектив научного института, где он трудится, получил поздравления в связи с первым полетом новейшего самолета МС-21 с отечественными двигателями.

Вольница вместо лагеря

Родился Виктор Юрьев в Уфе, в славном микрорайоне Нижегородка. Семья жила в частном доме за озером, где по весне все затапливало. Спустя какое-то время отец построил новый дом на улице Курской (ныне Шафиева), и Юрьевы переехали туда. Но в Нижегородке осталась бабушка, у которой дети проводили все лето.
Отец работал гальваником на сороковом заводе. Мама, тоже заводчанка, к несчастью, рано умерла. Мачеха-матушка, добрейшая женщина, работала светокопировщицей на том же сороковом.
— В детсад я не ходил, за нами присматривала бабушка. В пионерский лагерь ездил один раз и решил, что больше не поеду. У нас на улице в частном секторе была вольница, никто строем ходить не заставлял, бегали с утра до ночи. Случались и драки, но хулиганом я никогда не был, — с улыбкой вспоминает безоблачное детство Виктор Леонидович.
В первый класс Юрьев пошел в школу № 29. Она располагалась в небольшом двухэтажном здании рядом с администрацией Октябрьского района. Учились в три смены. А в третьем классе перешел в школу № 89 на сегодняшней улице Комсомольской. Учился Виктор неплохо, школу окончил, правда, с четверками, но, вручая аттестат, директор сказал: «Это почти медаль». Любимыми предметами были точные науки: физика, математика, особенно геометрия, которая и нравилась, и легко давалась.
— Одно время в душу запала химия с ее секретами, что во что превращается. Я даже в кружок ходил, который вела «химичка» Нина Петровна. Но после зимних каникул в десятом классе она сказала, что в авиационном институте отменили вступительные экзамены по химии, и я благополучно этот предмет учить перестал, — рассказывает ветеран.
То, что будет поступать в авиационный, будущий ученый решил классе в восьмом. О самолетах тогда не думал, больше привлекало то, что будет создавать станки. И специальность выбрал соответствующую — «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Поступил в институт в первый же год: благополучно сдал экзамены и был зачислен.

Научиться учиться

— Учиться в институте было сложно, одни курсовые чего стоили: трудоемко, все надо понимать, во всем разбираться. Потом, работая там лет десять по совместительству профессором, не понимал, как за пять лет можно получить два диплома, обучаясь на двух специальностях одновременно. Видимо, требования не такие строгие стали, — сетует Юрьев.
Сейчас у него уже внуки студенты, и он им объясняет так: учиться сложно первые два года, потому что надо научиться учиться. А потом уже идут специальные предметы, там проще. Не случайно отсев в основном бывает на первом курсе.
Будучи студентом, Виктор входил в учебную комиссию — общественную организацию, которая отслеживала, кто как занимается, кому нужна помощь. Постоянно участвовал в научно-практических конференциях, а вот в КВНе и художественной самодеятельности замечен не был.
После третьего курса произошло судьбоносное событие: Виктор женился. Супруга подарила двух детей одновременно — двойняшек Елену и Валерию. Девчонки оказались хоть куда: обе стали мастерами спорта по фехтованию, окончили биохимический факультет пединститута, работать пошли в НИИ, занимались экологией. Им уже было аспирантуру прочили, но они туда не пошли, а вышли замуж.
— Я думаю, это правильно, — замечает Виктор Леонидович. — Сейчас я дедушка четверых внуков: двух девочек и двух мальчиков. Одна дочь с семьей живет в Уфе, ее муж судья по баскетболу международного класса, ездил судить на две Олимпиады. Другая с семьей в силу обстоятельств уехала в Канаду. Там подрастают две внучки, причем старшую она подарила в мой день рождения.

«Страшно сколько работаю»

Получив диплом авиационного, Виктор Юрьев пришел работать в НИАТ — научно-исследовательский институт авиационных технологий. Позже слово «технологии» в названии заменили на «двигатели». Сегодня он именуется НИИТ, снова вернувшись к технологиям.
В родном институте Юрьев работает страшно сказать сколько — 47 лет. Начинал с должности инженера-технолога, в течение 28 лет был генеральным директором. Потом передал дела своему единомышленнику, первому заму Ильдару Каримову, и сейчас является научным руководителем института.
— Занимаюсь тем, что мне нравится, — наукой. Если нужен мой опыт, я всегда рядом, — отмечает ученый. — Работаем мы в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. Тесно сотрудничаем с пермским конструкторским бюро «Авиадвигатель», которое впервые за 25 лет создало отечественный двигатель ПД-14. В декабре новейший самолет МС-21 — среднемагистральный самолет XXI века, впервые полетел с российскими двигателями, до этого испытания проходили на американских. Для нас это гордость. Мы получили поздравления и благодарность от пермских авиастроителей за участие в создании этого двигателя.
Задаю последний вопрос: какие достижения Виктор Леонидович считает главными за все прошедшие годы?
— Если с профессиональной точки зрения, то не мне это оценивать, — отвечает он. — Для себя лично достижением считаю то, что остался ученым. В 1990-е годы веянья были разные: меня пытались всячески склонить открыть на месте института производство, тянули в бизнес. Но я тогда для себя определился: мы — наука, я — ученый.
Поэтому, работая здесь, защитил и кандидатскую диссертацию, и докторскую, получил общественное признание. Ну и, конечно, достижением могу назвать то, что в условиях той неразберихи, что творилась в 1990-е, нам удалось сохранить институт. Головного московского института давно не существует, два филиала — в Куйбышеве (сейчас Самара) и Казани давно приказали долго жить, филиал в Омске тоже на грани закрытия. А наш уфимский институт по-прежнему работает и неплохо себя чувствует: мы вернулись в авиацию и работаем на ее благо.
Досье
Виктор Юрьев имеет десять авторских свидетельств и патентов, удостоен нагрудного знака «Изобретатель СССР». Автор 150 печатных работ, в том числе шести монографий.
Является председателем государственных комиссий, членом диссертационных советов УГАТУ, членом отделения физико-математических и технических наук Академии наук РБ, комитета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию.
Его заслуги отмечены благодарностями и почетными грамотами министерства авиационной промышленности, Российского авиационно-космического агентства, нагрудным знаком «Почетный авиастроитель», он удостоен почетных званий «Заслуженный машиностроитель РФ» и «Заслуженный деятель науки РБ».
Читайте нас: