Все новости
«Ветеран»
19 Января , 12:40

И по два пирожных в придачу

Дед Мороз в этом году заглянул не только к маленьким, но и к пожилым

«Добро пожаловать в штаб Секретной службы Деда Мороза», — широким жестом пригласила войти его «полномочный представитель», директор Общественного фонда развития города Уфы Ольга Панчихина. Признаться, в таких местах бывать еще не приходилось. С любопытством оглядываюсь вокруг. С виду самый обычный офис, разве что сотрудники улыбаются по-особенному, будто и вправду знают какой-то секрет, и два длинных стола вдоль стены целиком завалены пакетами с подарками. Хозяева объясняют: обычно здесь лежат подарки для детей, а теперь все это предназначается бабушкам и дедушкам. Тем, которых, кроме Деда Мороза, поздравить больше некому.

Найти «невидимок»

Проект «Письмо Деду Морозу», который, собственно, и родился в недрах фонда, никому представлять не надо. Уже 18 лет дети со всей республики в декабре отправляют сказочному деду письмо с рассказом о добрых делах, совершенных ими в течение года, и авторы самых лучших писем получают приглашение на Рождественскую елку и сладкий подарок. На этом проекте, рассказывает его основательница Ольга Панчихина, выросло два поколения малышей: те, кто когда-то с волнением опускал конверт в почтовый ящик, теперь помогают писать письма уже своим ребятишкам. Но минувший год все изменил кардинально.
— Мы долго размышляли, что делать с проектом и не отказаться ли от него совсем, — признается Ольга Юрьевна. — Если последние несколько лет мы устраивали по три новогодних представления, собирая на них полторы тысячи детей, то в условиях пандемии делать это невозможно. А потом поняли, что и в нынешней сложной ситуации можем быть полезными, если немного поменять формат нашей затеи.
Первым делом было объявлено, что проект полностью переходит в онлайн, письма Дед Мороз принимает исключительно по электронной почте, а наградой победителям будет только грамота, тоже не на бумаге, а в «цифре». Все участники получили спецзадание — нарисовать открытку и придумать теплое новогоднее поздравление стареньким людям, которые остались совсем одни на свете, без помощи и заботы. На себя организаторы взяли самую трудную часть проекта — найти средства и поздравить таких бабушек и дедушек, вручив им праздничные продуктовые наборы.
— Проект с самого начала существовал только за счет благотворительности, у нас есть постоянные партнеры-спонсоры из числа представителей бизнеса, которые всегда нам помогают, — уточнила Ольга Панчихина. — А вот собирать базу адресов одиноких пожилых людей пришлось с нуля, потому что с этой группой мы прежде не работали.
Есть такое понятие — «невидимые» старики. Это те, кого не замечает государство, потому что из-за лишних ста рублей пенсии они не попадают в категорию малоимущих, и забыли родственники, или же близких нет совсем. Что происходит за дверями их квартир, как они сводят концы с концами, не ведают ни соседи, ни социальные службы. Вот таких людей и начал разыскивать фонд.
— Мы занялись этим еще весной, когда на нас вышел один из мясокомбинатов города и предложил пять тысяч бесплатных продуктовых наборов с колбасой и сосисками для семей с детьми-инвалидами и одиноких пожилых людей. Было решено раздать их тем, кто еще ниоткуда не получал никакой помощи. Тут и выяснилось, что данных о таких «невидимках» ни у кого нет, и труднее всего находить их именно в многоквартирных домах, где мало кто знает друг друга хотя бы в лицо, — рассказывает Ольга Панчихина.
Фонд обратился к уфимцам с просьбой подсказать адреса бабушек-дедушек, оставшихся без поддержки, выступил по телевидению. Призыв возымел действие, звонки раздавались с интервалом в секунду. На первых порах сотрудники фонда верили звонившим на слово, позже начали уточнять информацию по каждому человеку, при необходимости передавали ее в государственные органы, чтобы и там держали этих людей в поле зрения. Сейчас в базе Секретной службы Деда Мороза около 600 адресов «невидимок», и Ольга Панчихина говорит, что они останутся в проекте и дальше — у доброй сказки для детей появился еще один мощный смысл.

Важны не только макароны

Продуктовые наборы в двух фирменных пакетах — один красный, другой синий — волонтеры начали развозить с первых чисел декабря.
— Когда весной мы доставляли пожилым наборы от мясокомбината, некоторые признавались, что не ели колбасу уже год, — вспоминает заместитель директора фонда Елена Засорина. — Вы и не представляете, в каких условиях иногда живут люди. Они со слезами принимают эти продукты, потому что не могут позволить себе даже нормально питаться.
Ситуация, рассказывают посланцы Деда Мороза, у каждого своя. Бывает, бабушка живет одна в большой квартире, отдает за коммуналку больше половины пенсии, и на все остальное у нее остается четыре тысячи рублей — выживай как знаешь. Ввязываться в покупку-продажу недвижимости пожилые, как правило, не хотят, боятся обмана. Частая история — когда человек болеет и вынужден тратить почти все деньги на лекарства. Нередко вместе живут два поколения, престарелая мама под 90 и дочка уже за 70, или же бабушка лежачая, а дедушка за ней ухаживает — к таким Дед Мороз тоже едет. Сотрудникам фонда доводилось бывать в семьях, где женщина похоронила мужа, всех детей и в своем весьма преклонном возрасте одна тянет внуков. И совсем уж печально, когда пожилые остаются сиротами при вполне живых и здоровых отпрысках, только те вспоминают о своей маме раз в месяц — когда приходит пенсия.
— На днях мы развозили очередную партию подарков, и один мужчина сказал: этого запаса ему хватит до конца зимы. Он год назад овдовел, сам болеет диабетом, ходит с трудом. По крайней мере, от необходимости носить тяжелые сумки мы его на время избавили, — говорит Елена Засорина.
К подбору продуктов в фонде подошли с учетом уже приобретенного богатого опыта. Включили в набор полтора килограмма рожков, побольше круп, сахар, тушенку, подсолнечное масло, чай, по баночке зеленого горошка и кукурузы — все-таки праздник. Полкило конфет — тоже обязательный атрибут новогоднего подарка. И в каждый пакет обязательно вкладывали открытку с поздравлением — реальные рисунки детей со словами, которые они придумали сами. Эти открытки, поясняют организаторы, значат для пожилых не меньше, чем макароны с тушенкой. Под Новый год так хочется знать, что ты не один, что о тебе кто-то вспомнил и постарался сделать немножко счастливее. И тогда можно жить дальше.

Делай добро и бросай его в воду

В этом сезоне участников проекта «Письмо Деду Морозу» оказалось заметно меньше обычного. Если в предыдущие годы в Секретную службу приходило в среднем по три тысячи детских писем, то нынче — всего 334. Организаторы подчеркивают: в проекте остались те дети, кто делал добрые дела не ради елки с подарками, а просто так, совершенно бескорыстно.
— Честно говоря, мы переживали, удастся ли сохранить проект при переходе в онлайн-формат, но результат нас порадовал, — призналась Ольга Панчихина. — Идея поздравить одиноких бабушек и дедушек нашла отклик у многих. Увидев где-то информацию, незнакомые люди приходили сюда, предлагали свою помощь. Кто-то раскладывал продукты по пакетам, кто-то на своей машине развозил их по адресам. Это очень здорово!
Кроме представителей бизнеса к сбору средств на подарки пожилым присоединились и жители республики. Чтобы каждый желающий мог легко и быстро перечислить деньги, в фонде разработали специальный QR-код, и ручеек пожертвований, пусть тоненький, тек не переставая. Не обошлось и без сюрпризов. Так, одно из предприятий привезло 30 пакетов с бытовой химией и средствами гигиены — мылом, шампунями, зубной пастой. Их вручали в дополнение к продуктовому набору, если волонтеры видели, что человек живет совсем бедно. А другая компания, тоже давний партнер проекта, преподнесла 200 «школьных» пирожных собственного изготовления. Пирожные, правда, достались только тем, к кому волонтеры выезжали в ближайшие дни, зато счастливчики получили сразу по две штуки, не считая основного подарка. Представляете, открывает человек дверь — а на пороге гонец от Деда Мороза с пакетами, открыткой и пирожными. Как тут не поверить, что чудеса случаются? Особенно под Новый год.
Между прочим
На приобретение праздничных продуктовых наборов для одиноких пожилых людей было собрано 130 тысяч рублей. Развозить их по адресам помогали три десятка добровольцев. В целом новогодние подарки от Секретной службы Деда Мороза получили свыше 260 бабушек и дедушек (по данным на конец декабря).