Все новости
10
Транспорт
13 Марта , 13:15

Вся правда об уфимском метрополитене

В архиве хранятся папки с вердиктом геологов-изыскателей: «Строительство возможно»

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Группа ветеранов АО «ЗапУралТИСИЗ», участвовавших в изысканиях на трассе метрополитена.
Группа ветеранов АО «ЗапУралТИСИЗ», участвовавших в изысканиях на трассе метрополитена.Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ

На участке трассы метро в долине реки Уфы

Это было давным-давно. В прошлом веке. Тогда еще на проспекте Октября нынешняя остановка общественного транспорта «Театр кукол» называлась «Строительная». И здесь, по нечетной стороне проспекта, вместо 30-этажной высотки было трамвайное кольцо, а напротив красивое здание с красными пилястрами, институт «ВНИИСПТнефть». Отсюда и началась в сентябре 1982 года разведка трассы под метрополитен. Буровая бригада треста «ЗапУралТИСИЗ», ныне акционерное общество, расположилась прямо на газоне напротив института, огородила небольшую площадку, поставила вышку бурового станка на базе автомобиля «Урал» и метр за метром стала углубляться в недра газона. Меня, молодого репортера «Вечерки», допустили за ограду, чтобы я написал сенсационный репортаж о начале работ на трассе метро.

Я сделал серию публикаций о нескольких скважинах на отрезке от остановки «Строительная» до места, где пересекаются улицы Ульяновых и Интернациональная. Участок назывался, на языке изыскателей, долиной реки Уфы. Инженерные геологи тщательно собирали каждый кусок керна, извлеченный из полости трубы, паковали в пакеты и отправляли для изучения в свою лабораторию, что находилась на улице Р. Зорге. Например, запомнилось, что в створе улицы Интернациональной глубина залегания илистых пород доходила до 60 метров. Один из краеведов рассказывал, что на заре советской власти, в 1920-е годы, здесь тоже проводились изыскания с целью строительства канала — от реки Уфимки в районе фанерного комбината до спорткомплекса «Биатлон» на Белой. Перепад высот доходит до восьми метров. И, как предполагали тогдашние геологи, именно здесь миллионы лет назад Караидель впадала в Агидель. Лишь намного позже она обрела новое русло, пробив курс к Кузнецовскому Затону. На канале хотели построить небольшую ГЭС, чтобы питать электроэнергией нарождающуюся народную экономику. Уже в 80-е годы прошлого века краеведы, влюбленные в свой город, говорили, что канал мог бы по праву стать центром столицы Башкирии — ведь там пришлось бы делать набережную. Как, например, в Екатеринбурге. Канал не построили из-за дефицита цемента.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Толстые папки с отчетами об изысканиях под метро хранятся в архиве АО «ЗапУралтисиз».
Толстые папки с отчетами об изысканиях под метро хранятся в архиве АО «ЗапУралтисиз».Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ

Сегодня в архиве АО «ЗапУралТИСИЗ» хранятся толстенные папки с результатами бурения нескольких сот инженерно-геологических скважин под метро. В них тысячи страниц, но без перевода с технического языка на разговорный они мало о чем скажут неподготовленному человеку.

Вот, например, несколько строк из главы «Выводы и рекомендации»:

«Осложнения в процессе строительства возможны при вскрытии крупных линз в виде разжижения песчано-гравийного материала и кратковременного увеличения водопритоков. По совокупности всех анализируемых признаков, согласно ТСН 302-50-95 РБ, зона переуглубленного русла оценена как относительно устойчивая, где строительство возможно без мер противокарстовой защиты. Тогда как правый и левый борта палеодолины до тылового шва современной долины оценены как несколько пониженной устойчивости, где строительство метро возможно, но с конструктивными мерами противокарстовой защиты».

Генеральный директор АО «ЗапУралТИСИЗ» Владимир Радаев на просьбу прокомментировать суть документа ответил исчерпывающе и лаконично:

— Мы провели все необходимые инженерно-геологические исследования, на основе их составили отчет, который вы смотрели. В нем дано заключение о результатах исследований, которые прошли гос­экспертизу. На основе нашего отчета была составлена проектная документация. Она тоже прошла экспертизу. Таким образом, было принято решение о строительстве метрополитена.

В 2000-м проект метрополитена похоронили, Иван Мироненко тогда возложил вину на команду первого президента республики. К проекту вернулись через несколько лет, с условием от федеральных властей, что финансирование будет совместное — половина от региона, половина — из центра. Но у республики таких денег не нашлось. На истории метро был поставлен жирный крест.

А еще специалисты говорят, что метрополитены в мире не только играют роль общественного транспорта, но и незаменимы как объекты гражданской обороны.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Автор:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Читайте нас: