Все новости
Технологии
30 Мая 2023, 13:15

Оглянуться вперёд

Только собственные технологии позволят нефтегазохимии республики остаться в лидерах отрасли

Александр ДАНИЛОВ  Своими достижениями нефтегазохимии России следует открыто гордиться.
Своими достижениями нефтегазохимии России следует открыто гордиться.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Сообщения о продаже нефти и газа в зарубежные страны на миллиардные суммы многими расцениваются как большой успех. Однако на Российском нефтегазохимическом форуме в Уфе немало специалистов подразумевали в разговорах о таких бизнес-операциях слово «к сожалению». Конечно, никто не против торговли с зарубежными странами. Вот только не в ущерб ли собственному развитию она порой ведется?

Своё не хуже

Давно подмечено, что на профессиональном форуме в Уфе можно услышать самые разные мнения. Такой демократичный формат привлекает ученых, практиков, руководителей ведомств и крупнейших отраслевых предприятий. Последние изменения в мире только усилили накал дискуссий о своем и чужом.

В том числе и о привычке к иностранному «плечу», от которой некоторым гигантам отрасли пришлось избавляться в срочном порядке. Много писалось, например, о Стерлитамакском заводе «РН-Кат», который удачно заместил в нефтепереработке импортные катализаторы. На этом фоне как-то незаметно прошла история с похожим в чем-то на него Ишимбайским заводом. Он, правда, выпускает другой вид катализаторов, уже без приставки «гидро». Но история у соседей тоже во многом схожа.

Ишимбайское предприятие в прошлом году практически полностью вместе с аналогичным заводом в Омске смогло заменить зарубежные компоненты для отечественной нефтепереработки. Пусть не сразу, но психологический слом у избалованных импортом крупных российских холдингов произошел. В итоге отечественный рынок оказался насыщен полностью. На это потребовалась примерно половина всех мощностей ишимбайцев. И тогда началось постепенное завоевание зарубежных пространств.

— Особой гордостью для нас является то, что в условиях жесточайшей конкуренции мы смогли выйти на рынок Индии и сейчас осуществляем поставки на восемь установок. А всего их в этой стране 22, — рассказывает генеральный директор Ишимбайского специализированного химического завода катализаторов Игорь Ренжин.

Поставки в Индию, кстати, у ишимбайцев не обошлись без приключений. В один прекрасный момент с российского рынка ушли все морские компании, которые вывозили из Новороссийского порта их продукт. Пришлось срочно искать замену. В результате товар грузили на иранские фуры, которые через Азербайджан добирались в Дубай и уже оттуда в Индию. Позже появились российские суда, проблема разрешилась, но цены за логистику пока остаются выше, чем были прежде. И не только для этого предприятия, как потом добавляли многие выступающие.

В перспективе у ишимбайцев — налаживание тесных контактов с Мозырским НПЗ в Беларуси, где была запущена новая современная установка. Сейчас объявлен тендер на покупку катализатора для такой линии, сумма сделки оценивается в 200 млн евро. Игорь Ренжин попросил поддержки у главы Башкирии Радия Хабирова, дабы в рамках крепкого сотрудничества Башкирии и Беларуси выиграть этот тендер. «Оформите это обращение к нам письмом, а мы уже будем работать с правительством Беларуси», — сразу отреагировал на предложение ишимбайцев руководитель региона.

Инструкции всё стерпят?

Многие признают, что спорные, но интересные мысли высказал на форуме заслуженный химик Татарстана Рафинат Яруллин. Он особо отметил, что на «Газпром нефтехим Салавате» озаботились выпуском акриловой кислоты. Производящийся здесь суперабсорбент, по его мнению, может спасти даже урожай на полях в случае засухи. Но одновременно Яруллин в жестких выражениях обозначил проблему, от которой никуда не деться. «Чубайс и его иностранные приспешники писали наши программы развития и в результате угробили в стране производство хлора. Но он крайне нужен для мономеров, для органики. Конечно, «зеленые» и журналисты будут возмущаться, но возрождать хлорные установки необходимо», — заявил ученый. После чего призвал главу Башкирии:

— Так что, Радий Фаритович, я и к вам обращаюсь с призывом создать программу развития химической промышленности. В Башкирии было четыре установки, сейчас осталась одна, правда, еще одна строится. А без хлора невозможны высокие переделы.

В своем кругу нефтяники признавались, что по-доброму завидуют машиностроителям. Где для разработки спецпрограммы развития привлекли со всей страны более четырех тысяч специалистов-практиков. По мнению участников форума, и в химии надо идти таким же путем. А пока, как едко заметил один из них, у нас импортозамещение на 60 — 70 процентов произошло на китаезамещение, а ведь надо развивать собственные производства.

Впрочем, и оптимистов на форуме было немало.

— В 2014 году мы стартовали с уровня импортонезависимости в нефтегазовой отрасли в 43 процента и довели ее сейчас до 60 процентов. Переориентация, которая в прошлом году случилась в головах руководителей нефтегазовых компаний, — это фундаментальное изменение, которое позволит еще быстрее двигаться вперед, — считает, например, Михаил Кузнецов, директор одного из департаментов минпрома РФ.

Еще одну грань проблемы отметил генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Иванов. У предприятий Башкирии уже наработан хороший опыт импортозамещения, который может пригодиться отрасли в целом. Здесь сложность в другом — оказывается, многочисленные инструкции, в том числе по технике безопасности, требуют применения только оригинальных запчастей. Такие подведомственные акты, считает Иванов, надо корректировать как можно быстрее. Против этого не возражает, в принципе, и Ростехнадзор, но формального решения до сих пор нет.

Эх, дороги…

У научного руководителя уфимского Института нефтехимпереработки Эльшада Теляшева на подобных форумах есть свой конек — он не упускает возможности поговорить о качестве российских дорог. А качество это держится на битуме, который используется при приготовлении асфальта. Теляшев не раз вспоминал об экспериментальном участке трассы Учалы — Белорецк, которая не требует ремонта уже 18 лет.

Почему же такой результат сегодня воспринимается как фантастика? Теляшев поясняет, что от качества битума качество дорог зависит на 50 — 70 процентов. Технологий их производства несколько. Та, которую разработали уфимские ученые, была в свое время признана лучшей финскими и немецкими экспертами. И была запрещена в России из-за того, что эти неокисленные дорожные битумы не соответствуют… ГОСТам.

Вообще, ученый считает, что для производства битума надо строить отдельные, специальные производства, ведь для нефтеперерабатывающих гигантов это максимум один процент всей выпускаемой продукции.

— Вся проблема наших дорог — это нормативы. Которые опять же разработаны западными специалистами и определяются с помощью западных же приборов. Пока в нашем ГОСТе будут стоять параметры, которые ограничивают поступление лучших битумов, дороги будут плохими. И от рабочих здесь уже мало что зависит. Надо вместе добиваться изменения стандартов, тем более наш битум на 30 — 40 процентов дешевле, — уверен Теляшев.

И последний «гвоздь» в российские дорожные инструкции вбил проректор Ухтинского гос-техуниверситета Герман Леп-пке:

— Долго искали, почему же автобаны в Европе и США лучше наших. И выяснили, что там оценку битума из тяжелой нефти типа венесуэльской дают по другой методике, отличной от нашей. Причем используют битум неокисленный. У нас же в дорожном строительстве настойчиво используется именно окисленный битум. Разница, на взгляд специалиста, принципиальная.

Тени прошлого

Свое, не самое лестное мнение о состоянии дел в отрасли высказал известный ученый, заведующий одной из кафедр Российского госуниверситета нефти и газа имени И. М. Губкина Владимир Капустин:

— Западные специалисты хорошо знают наши производства. Они эти установки придумали и эти нормы установили. С прицелом, чтобы ряд производств в России просто перестал работать, а технологии не внедрялись. В результате у нас много производится прямогонного бензина, дизельного топлива и мазута. Стране столько не нужно, а торгуем мы ими по цене чуть выше себестоимости. Значит, надо запускать технологии по их дальнейшей переработке.

По мнению Капустина, здесь характерен пример уфимских специалистов. Им удалось переубедить всего лишь одного человека — Равиля Маганова, бывшего тогда председателем совета директоров «Лукойла».

— Ярчайший пример того, как первый руководитель поверил российским разработчикам и успешно построил по уфимским технологиям сразу две установки для дальнейшей переработки, — рассказывает ученый. Примечательно, что многие отмечали как плюс Башкирии и то, что здесь удалось сохранить нефтехимические институты, тогда как в Татарии они закрылись, да и в Москве их поголовно «вычистили».

Железные идеи

Есть свои проблемы и достижения не только у тех, кто добывает «черное золото» и делает из него различные продукты высокого передела, но и у изготовителей «железа» — конкретных установок и узлов к ним. Здесь много внимания сегодня уделяется обратному инжинирингу. Во многом благодаря ему, по словам замдиректора «Красного пролетария» Марселя Шарипова, стерлитамакскому предприятию удалось выйти с нефтепромысловым оборудованием на новые рынки не только в стране, но теперь и в Казахстане.

А в уфимском технопарке «Авиационные технологии» научились самостоятельно изготавливать лопатки к газотурбинным двигателям для газопроводов. Тех самых двигателей, которые сейчас УМПО поставляет «Газпрому». Для этого у авиаторов есть более 200 единиц оборудования, в том числе 25 станков с ЧПУ. Турбин собственного производства в стране долгое время не было, и уфимцы стали пионерами для изделий марки ГТЭ-170.

— Проблема была не только в том, что нет турбин, — не было даже технологий их изготовления. А направление очень востребовано, ведь и западным аналогам рано или поздно необходимо делать ремонт. Первый агрегат с уфимскими лопатками успешно прошел испытания и теперь пойдет в серию, — рассказывает руководитель отдела литья «Авиационных технологий» Василий Пиксаев.

Свой круг серьезных задач появился у уфимского НИПИ «ПЕГАЗ». Как заметил первый замдиректора этого научного центра Сергей Акулов, строительство заводов по производству сжиженного природного газа, которые были завязаны на импортное оборудование, сейчас встали на паузу.

— Мы постарались внедриться в эти процессы. Причем стараемся подобрать максимально адаптированное оборудование, которое изготавливается на наших площадках, — говорит Акулов.

Но, как говорится, нет худа без добра. Как выяснили при «ревизии» зарубежного оборудования специалисты института, и среди западных решений немало устаревших или не гарантирующих стабильную работу. И здесь переделка и замена пойдут на пользу. В результате себестоимость одного из альтернативных уфимских проектов по получению СПГ при прежнем качестве была снижена на 20 процентов.

Много говорилось на форуме и о малотоннажной химии, причем во всех ее проявлениях: от добычи на небольших месторождениях до переработки, как и об изготовлении необходимого «малотоннажного» же оборудования.

— У нас в стране так и не появилась нефтехимическая стратегия. Есть полтора чиновника, которые склеивают планы, представленные крупными корпорациями, а у каждой из них свой интерес. Мы фактически «вырезали» среднетоннажную химию. В Башкирии есть крупные производства, есть сотни компаний, выпускающих различные полимеры. А вот «серединки» нет, — осветил еще одну грань проблемы Теляшев.

И здесь самый серьезный разговор на уровне региона будет продолжен.

— Сейчас Академия наук Башкирии готовит аналитические материалы для правительства и главы республики по развитию малотоннажной химии, — пояснил участникам форума вице-президент АН РБ Рустем Даминев.

Старт в будущее

На своей странице в соцсетях глава Башкирии Радий Хабиров широкими мазками обозначил главные, узловые точки прошедшего события. Отметив, что в XXXI международном форуме «Газ. Нефть. Технологии — 2023» в Уфе участвовали более 40 регионов России, делегации из Беларуси, Китая, Ирана, Азербайджана, Узбекистана. Форум прошел в непростое время, когда нефтегазохимическая отрасль оказалась подвержена наиболее сильному санкционному удару. Но движения вперед это не остановило.

По сложившейся традиции в рамках форума было запущено несколько значимых объектов — открылась производственная площадка Сибайского линейного производственного управления магистральных газопроводов в Белорецке, производственная база Управления технологического транспорта и спецтехники в Уфимском районе. Начал работу распределительный газопровод в микрорайон Звездный села Иглино. И главное: предприятия Башкирии — локомотивы экономики республики — продолжают развиваться, внедрять в работу самые новые, инновационные методы.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: