Все новости
Столица
19 Февраля 2014, 18:07

Футбол на уроке русского

Учитель обязан быть креативным

Тема не вызывает воодушевления? Самое время проявить фантазию.
Тема не вызывает воодушевления? Самое время проявить фантазию.
На традиционном городском конкурсе «Учитель года— 2014» в Уфе в финал легко и непринужденно вышла Наталья Первушина, преподаватель русского языка и литературы школы № 69. Молодая учительница, больше похожая на старшеклассницу, привела в замешательство жюри и членов оргкомитета и, несмотря на дебют, сразу прошла в число финалистов.

Еще со школьных времен запомнилось напечатанное на обложке тетрадки высказывание классика: «Велик и могуч русский язык». Увы, за последнее время он еще более разбогател за счет иностранных и сленговых выражений, с легкостью принимая «пришельцев». Когда я услышала от знакомого отрока, в восхищении застывшего перед картиной Климта, фразу «Я просто фапаю!», то поняла, что безнадежно утеряла возможность общаться с молодым поколением на его языке.

Кто научит нынешних школьников чистоте языка, умению нестандартно мыслить, внятно и аргументированно эти мысли излагать? Эта тема активно муссируется в обществе. Увы, сегодня профессия педагога непрестижна и низкооплачиваема. В школе работают либо случайные люди, готовые в любую минуту уйти, либо подвижники своего дела, считающие профессию образом жизни. К последним относится и Наталья Первушина.

Хотя педагогом она могла бы и не стать. Окончив с золотой медалью школу, блестяще сдав ЕГЭ по математике, Наталья со своими баллами легко прошла бы во все вузы. Судьба направила туда, где ей было самое место: на филфак педуниверситета. Тогда она еще раздумывала, кем стать — журналисткой или учителем. Но перед глазами стоял живой пример — учительница литературы родной кушнаренковской школы Розалия Девятова.

— Она бесконечно любила свой предмет, литературу, слово и заразила этим нас, — рассказывает Наталья. — В старших классах я прочитала намного больше книг, чем мои будущие сокурсники. Могла пойти в библиотеку, взять книгу, дойти, читая, до дома и вернуться за следующей. «Маленького принца», например, прочла еще в первом классе. Да и мама, воспитательница детского сада, привыкшая печься о развитии своих малышей, неустанно возила меня в театр, на выставки, в музеи.

Не все выпускники филфака стройными рядами пошли в школу, многих отпугнули 2,8 тысячи рублей, полагающиеся начинающему педагогу в 2008 году. Наталью это не смутило. Перед первым в жизни уроком долго мучилась вопросом, в чем предстать перед учениками: выглядеть офисной леди страсть как не хотелось. К счастью, дебют прошел без эксцессов, хотя по ту сторону парты сидели практически ровесники.

— Да, всякое бывало, — вспоминает Первушина. – Как— то слышу реплику: «Наталья Сергеевна, не могли бы вы подвинуть свою красивую фигуру, я не могу списать с доски». Тут надо уметь корректно выйти из ситуации. «Я, конечно, подвинусь, но впредь будьте порасторопнее, остальные все успели», — отвечаю ученику.

Главной проблемой в преподавании своего предмета Наталья считает отсутствие интереса к чтению. Следствие этого — погрешности в правописании.

— Объясняешь весь урок правило, приходишь на следующий день в школу — и начинаешь с чистого листа. Дети вернулись домой, взялись не за книгу, а за ноутбуки, а там — свой язык, свои правила, своя грамотность, точнее, ее отсутствие, — поясняет Наталья. — Правда, своя хитрость для поколения, воспитанного теленянями, у меня имеется: я показываю экранизацию произведения, которое мы проходим, но – только фрагмент. И останавливаю на самом интересном месте. Всем интересно, чем кончится дело.

Я с детьми играю. Допустим, если тема у самой не вызывает воодушевления, самое время проявить фантазию: «В стране Лексике растерялись все пословицы. Половина попала в руки одним ученикам, вторая приютилась у других. На беду в стране случилось землетрясение — от страха мягкие знаки разбежались кто куда». И приходится ребятам сначала сообразить, где у пословиц начало, а где конец, а потом расставить по местам трусливые мягкие знаки. В пылу азарта ребята, сами того не подозревая, вспомнят и повторят правила, растолкуют, о чем говорят пословицы, и испытают командный задор.

Когда проходим рифмы по литературе, начинается футбол в буквальном смысле слова: я бросаю ученику мячик со словом, он в ответ кидает мяч с рифмой к нему.

Любой класс напоминает общество в миниатюре: лидеры, живущие в своем мире отстраненные личности, тихони и задиры. Как найти общий язык со столь пестрой компанией, особенно если школяр русским языком и литературой не особо интересуется?

— Только с помощью индивидуального подхода, — считает Наталья. — Если ты лидер, отвечай, например, за порядок в классе. У другого мальчишки своеобразное мышление, его трудно вытащить на командное поле. Зато он любит делать презентации в уютной домашней тишине.

Язык эсэмэсок и сообщений во всемирной паутине — тема отдельного разговора. Полные смысла скобочки, запятые и точки, сокращенные до неузнаваемости слова порой вызывают сомнения в способности чада общаться на «великом и могучем».

— Здесь можно поиграть на «вражеском» поле, — говорит Первушина. — Я тоже состою в социальных сетях, ребята заходят ко мне, общаются. Я делаю скриншоты, приношу на урок распечатку и начинаю «разбор полетов»: например, является ли слово, которое они употребили, аббревиатурой или это сокращенный вариант. Во владении новыми технологиями мы от своих учеников отставать не должны. Многое сходится на интернете: электронные дневники, сайт школы, странички в соцсетях. Современный педагог просто обязан быть креативным, то есть ищущим.
Справка
  • В прошлом году на образование в Уфе было направлено более 7 млрд рублей — треть бюджета города. Средства пошли на приобретение спортинвентаря и оборудования для школьных столовых, оснащение медицинских кабинетов, пополнение фондов школьных библиотек. В 120 образовательных учреждениях проведен капитальный ремонт.
  • Приоритетным образовательным проектом стала организация совместной деятельности по системе «школа — вуз». На базе 24 школ созданы филиалы кафедр Башгоспедуниверситета. Статус экспериментальных площадок присвоен 59 учреждениям образования.
  • В предметных олимпиадах приняли участие 37 тыс. школьников. Из них более 1,3 тыс. учащихся стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Читайте нас: