На традиционном городском конкурсе «Учитель года— 2014» в Уфе в финал легко и непринужденно вышла Наталья Первушина, преподаватель русского языка и литературы школы № 69. Молодая учительница, больше похожая на старшеклассницу, привела в замешательство жюри и членов оргкомитета и, несмотря на дебют, сразу прошла в число финалистов.
Еще со школьных времен запомнилось напечатанное на обложке тетрадки высказывание классика: «Велик и могуч русский язык». Увы, за последнее время он еще более разбогател за счет иностранных и сленговых выражений, с легкостью принимая «пришельцев». Когда я услышала от знакомого отрока, в восхищении застывшего перед картиной Климта, фразу «Я просто фапаю!», то поняла, что безнадежно утеряла возможность общаться с молодым поколением на его языке.
Кто научит нынешних школьников чистоте языка, умению нестандартно мыслить, внятно и аргументированно эти мысли излагать? Эта тема активно муссируется в обществе. Увы, сегодня профессия педагога непрестижна и низкооплачиваема. В школе работают либо случайные люди, готовые в любую минуту уйти, либо подвижники своего дела, считающие профессию образом жизни. К последним относится и Наталья Первушина.
Хотя педагогом она могла бы и не стать. Окончив с золотой медалью школу, блестяще сдав ЕГЭ по математике, Наталья со своими баллами легко прошла бы во все вузы. Судьба направила туда, где ей было самое место: на филфак педуниверситета. Тогда она еще раздумывала, кем стать — журналисткой или учителем. Но перед глазами стоял живой пример — учительница литературы родной кушнаренковской школы Розалия Девятова.
— Она бесконечно любила свой предмет, литературу, слово и заразила этим нас, — рассказывает Наталья. — В старших классах я прочитала намного больше книг, чем мои будущие сокурсники. Могла пойти в библиотеку, взять книгу, дойти, читая, до дома и вернуться за следующей. «Маленького принца», например, прочла еще в первом классе. Да и мама, воспитательница детского сада, привыкшая печься о развитии своих малышей, неустанно возила меня в театр, на выставки, в музеи.
Не все выпускники филфака стройными рядами пошли в школу, многих отпугнули 2,8 тысячи рублей, полагающиеся начинающему педагогу в 2008 году. Наталью это не смутило. Перед первым в жизни уроком долго мучилась вопросом, в чем предстать перед учениками: выглядеть офисной леди страсть как не хотелось. К счастью, дебют прошел без эксцессов, хотя по ту сторону парты сидели практически ровесники.
— Да, всякое бывало, — вспоминает Первушина. – Как— то слышу реплику: «Наталья Сергеевна, не могли бы вы подвинуть свою красивую фигуру, я не могу списать с доски». Тут надо уметь корректно выйти из ситуации. «Я, конечно, подвинусь, но впредь будьте порасторопнее, остальные все успели», — отвечаю ученику.
Главной проблемой в преподавании своего предмета Наталья считает отсутствие интереса к чтению. Следствие этого — погрешности в правописании.
— Объясняешь весь урок правило, приходишь на следующий день в школу — и начинаешь с чистого листа. Дети вернулись домой, взялись не за книгу, а за ноутбуки, а там — свой язык, свои правила, своя грамотность, точнее, ее отсутствие, — поясняет Наталья. — Правда, своя хитрость для поколения, воспитанного теленянями, у меня имеется: я показываю экранизацию произведения, которое мы проходим, но – только фрагмент. И останавливаю на самом интересном месте. Всем интересно, чем кончится дело.
Я с детьми играю. Допустим, если тема у самой не вызывает воодушевления, самое время проявить фантазию: «В стране Лексике растерялись все пословицы. Половина попала в руки одним ученикам, вторая приютилась у других. На беду в стране случилось землетрясение — от страха мягкие знаки разбежались кто куда». И приходится ребятам сначала сообразить, где у пословиц начало, а где конец, а потом расставить по местам трусливые мягкие знаки. В пылу азарта ребята, сами того не подозревая, вспомнят и повторят правила, растолкуют, о чем говорят пословицы, и испытают командный задор.
Когда проходим рифмы по литературе, начинается футбол в буквальном смысле слова: я бросаю ученику мячик со словом, он в ответ кидает мяч с рифмой к нему.
Любой класс напоминает общество в миниатюре: лидеры, живущие в своем мире отстраненные личности, тихони и задиры. Как найти общий язык со столь пестрой компанией, особенно если школяр русским языком и литературой не особо интересуется?
— Только с помощью индивидуального подхода, — считает Наталья. — Если ты лидер, отвечай, например, за порядок в классе. У другого мальчишки своеобразное мышление, его трудно вытащить на командное поле. Зато он любит делать презентации в уютной домашней тишине.
Язык эсэмэсок и сообщений во всемирной паутине — тема отдельного разговора. Полные смысла скобочки, запятые и точки, сокращенные до неузнаваемости слова порой вызывают сомнения в способности чада общаться на «великом и могучем».
— Здесь можно поиграть на «вражеском» поле, — говорит Первушина. — Я тоже состою в социальных сетях, ребята заходят ко мне, общаются. Я делаю скриншоты, приношу на урок распечатку и начинаю «разбор полетов»: например, является ли слово, которое они употребили, аббревиатурой или это сокращенный вариант. Во владении новыми технологиями мы от своих учеников отставать не должны. Многое сходится на интернете: электронные дневники, сайт школы, странички в соцсетях. Современный педагог просто обязан быть креативным, то есть ищущим.
Справка
- В прошлом году на образование в Уфе было направлено более 7 млрд рублей — треть бюджета города. Средства пошли на приобретение спортинвентаря и оборудования для школьных столовых, оснащение медицинских кабинетов, пополнение фондов школьных библиотек. В 120 образовательных учреждениях проведен капитальный ремонт.
- Приоритетным образовательным проектом стала организация совместной деятельности по системе «школа — вуз». На базе 24 школ созданы филиалы кафедр Башгоспедуниверситета. Статус экспериментальных площадок присвоен 59 учреждениям образования.
- В предметных олимпиадах приняли участие 37 тыс. школьников. Из них более 1,3 тыс. учащихся стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.