Примерно 20 тысяч лет назад древний человек, оказавшись в пещере будущего Бурзянского района будущей Республики Башкортостан, вдруг осознал, что он — творец! Смешал нехитрую краску из подручных материалов и, вдохновленный величием увиденного накануне мамонта, окунул в нее первобытную кисть… Спустя тысячелетия, 13 июля 2025 года решением комитета в Париже плоды творчества наших неведомых предков были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что открыло перед республикой новые горизонты.
Какие же это горизонты? Ведь денег ЮНЕСКО никому, конечно же, не дает. Наоборот, самим надо немало постараться, вложиться в том числе материально, чтобы внести свой объект в престижный список. Первая попытка номинировать наскальную живопись пещеры Шульган-Таш была сделана аж в 2012 году. Но, как рассказал директор научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Данир Гайнуллин, комиссия тогда предъявила уйму замечаний, и все по делу — мусор в пещере, испещренные граффити поверхности, отсутствие безопасных лестниц, системы мониторинга и много чего еще. Все эти недочеты пришлось устранять, и на это потребовалось много лет.
Только четыре года ушло на очистку стен пещеры от рисунков уже современного человека: реставрации было подвергнуто 120 квадратных метров ее площади. Были установлены лестничные конструкции и внедрена система мониторинга.
Ключевым фактором стало строительство музейного комплекса «Шульган-Таш», открытого в 2022 году, создание инфраструктуры — построена дорога (напомним: еще пять лет назад до заповедника приходилось трястись по гравийке) и подведен газ. В итоге республика получила достойный туристический объект, отныне подкрепленный статусом ЮНЕСКО.
Первый заместитель премьер-министра республики Урал Кильсенбаев отметил, что кроме международного признания, мирового престижа включение в список Всемирного наследия дает еще и огромный туристический потенциал. Наименование пещеры появится во всех международных туристических путеводителях, каталогах по линии ЮНЕСКО. Она встала в один ряд с такими объектами, как мавзолей-мечеть «Тадж-Махал» в Индии, египетские пирамиды, Красная площадь в Москве и другими уникальными достопримечательностями. Теперь это преимущество нужно монетизировать, но для этого впереди еще много работы.
Урал Кильсенбаев рассказал, что Башкирию заинтересовал опыт карельских коллег. Там в 2021 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вошли петроглифы Онежского озера и Белого моря. И теперь власти Карелии тоже озабочены созданием центра туризма всероссийского масштаба. Для развития инфраструктуры объекта они заручились поддержкой федеральной целевой программы развития Карелии до 2030 года. На территории с петроглифами планируется создание визит-центра, дороги и моста, а также общее благоустройство. Проект планируется завершить в 2027 году.
И нам нужно готовиться. Туристический и научный интерес к пещере возрастет, а с ним и поток посетителей. Значит, необходимо развивать инфраструктуру, создавать места для размещения, готовить условия для туристов и многое другое. А это, в свою очередь, новые рабочие места, новая статья доходов в местный бюджет, еще одна — да еще какая — монетка в копилочку популярных туристических объектов республики.
Уже этим летом в некоторые дни пик желающих попасть в пещеру достигал 1750 человек при установленном ограничении не более 1400 человек в день. Туристы жаловались на огромные очереди, они испортили им все впечатление от посещения. Тут штука такая. Как объяснил директор историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» Фавзил Маликов, за пропускным пунктом начинается территория федерального заповедника, через который нужно пройти до пещеры. А за решетками в самом Шульган-Таше снова начинается территория республики. Поэтому без взаимодействия двух структур никак не обойтись. Обсуждается вопрос по продаже электронных билетов, но на то нужна добрая воля заповедника, переговоры с руководством которого ведутся.
Между тем Фавзил Маликов озвучил, что есть конкретные планы по развитию местности «Мурат-Тугай» и строительству визит-центров.
А они необходимы. Местные власти говорят, что в последнее время стало больше операторов, которые занимаются организацией сплавов и оказывают другие туристические услуги — места тут дивные, для сплавов лучше не придумаешь. Но есть один нюанс, который бросается в глаза при посещении: спрос сам по себе, а предложение само по себе, так как на территории операторы никак не представлены. В сплав, может, и хочется отправиться, но обратиться не к кому, если только не залезть в интернет и не проштудировать там информацию или не вглядываться тревожно в окружающие заборы в поисках объявлений «Катамараны напрокат». Ну и еще одна проблема — в зимнее время турпоток значительно снижается, а надо бы сделать так, чтобы интерес к этому месту поддерживался круглогодично.
Немного о национальной идентичности. Ведь включение наскальной живописи пещеры в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как раз об этом. Данное обстоятельство — предмет национальной гордости.
Местные фирмы, которые предоставляют туристические услуги, даже обратились за помощью к краеведам. Во время сплавов туристы любят задавать каверзные вопросы: а эта гора как называется, а почему так, расскажете какую-нибудь легенду местную? От неожиданности гиды, которых готовили вести группы в сплаве, но не готовили общаться с туристами на подобные темы, даже могут нафантазировать что-то на ходу. И вот они собрали краеведов и отправились с ними в сплав, во время которого те порассказали много интересного — и легенд, и сказаний, и родные названия природных достопримечательностей вспомнили.
Возвращаясь к пещере и продолжая тему национальной идентичности, Фавзил Маликов упомянул, что на данный момент в реестре министерства культуры РФ она указана как Капова. Но уже подан историко-культурологический акт о переименовании в Шульган-Таш. Вероятно, до конца текущего года это будет сделано.
Группа, готовившая номинационное досье наскальной живописи пещеры Шульган-Таш в ЮНЕСКО, изучала опыт других стран.
— Я побывал в Гёбекли-Тепе. Это самый древний храм, который находится на территории Турции. Они там музей интересный построили. Я разговаривал с руководством и спросил: «А на что вы рассчитываете в плане привлечения туристов, здесь даже моря рядом нет?» А они мне ответили: сейчас во всем мире набирает обороты научно-популярный туризм, людям это очень интересно, — высказался директор Башкультнаследия Данир Гайнуллин, указывая на то, что туристическое направление, которое взяла республика в последние годы, как нельзя лучше вписывается в этот тренд. И да — мы явно планируем составить соседям серьезную конкуренцию в привлечении турпотока.
Так, в 2020 году геопарк «Янган-Тау» решением Ассамблеи ЮНЕСКО вошел во всемирную систему геопарков, первым получив подобный статус не только в России, но и в странах СНГ. В июне были презентованы уникальные геологические объекты — «золотые гвозди» ЮНЕСКО «Усолка» и «Дальний Тюлькас». Еще один кандидат на «золотой гвоздь» — Мечетлинский разрез. Геологический памятник находится в Салаватском районе, входит в список уникальных объектов геопарка «Янган-Тау». А в Чишминском районе планируется строительство уникального Евразийского музея кочевых цивилизаций с центром башкирской лошади, сейчас идет проектирование его здания, аналогов которому еще нет.
— Статус ЮНЕСКО — мощный инструмент для долгосрочного сохранения объекта через международное признание, усиленную защиту, доступ к экспертизе и стимулирование устойчивого туризма и развития. На этом мы не останавливаемся. В предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены башкирские шиханы Торатау, Юрактау, Куштау, номинационное досье по которым уже подготовлено, в августе ожидается приезд в республику международного эксперта. Также ведется работа по объекту «Воскресенский медеплавильный завод», — рассказал Урал Кильсенбаев. — Наряду с этим активно идет процесс вхождения геопарка «Торатау» в глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО. Мы готовим отчет об исполнении рекомендаций экспертов ЮНЕСКО и представим доклад на XI Международной конференции по глобальным геопаркам ЮНЕСКО в Чили с 5 по 12 сентября текущего года, по итогам рассмотрения которого экспертным советом будет принято решение о представленности геопарка «Торатау» в сети глобальных геопарков ЮНЕСКО.
КСТАТИ, О ВЕРБЛЮДАХ
В пещере было найдено древнее изображение двугорбого верблюда — бактриана.
Говорит ли это о том, что данные животные жили на территории Башкирии?
Данир Гайнуллин отвечает, что так и было:
— Дело в том, что 20 тысяч лет назад был другой климат. Лесов красивых не было, здесь была тундровая степь с кустарниками.
Тут обитали животные, которые нарисованы на стенах пещеры: лошади, мамонты, шерстистые носороги, бизоны и двугорбые верблюды.
В тех же самых климатических условиях в пустыне Гоби и сегодня обитают двугорбые верблюды, они выживают и при минус сорока градусах, и при плюс сорока.
ЦИФРА
В пещере Шульган-Таш зафиксировано около 200 рисунков, созданных человеком 20600 — 16500 лет назад. Наскальная живопись пещеры стала 34-м российским объектом списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.