Мошенникам дадут отпор
Мероприятие было приурочено к 30-летию Нотариальной палаты Республики Башкортостан и собрало представителей нотариального и научного сообщества из разных регионов России.
— Российский институт нотариата существует уже 155 лет, и главная его задача — защита прав граждан, — подчеркнула, открывая мероприятие, заведующая кафедрой гражданского права Института права УУНиТ Елена Тужилова-Орданская. — Портрет современного нотариата — это ответсвенность и инновационность. Яркий пример эффективности работы нотариата — это успешный отпор, который был дан рейдерским захватам бизнеса в начале нулевых годов благодаря введению обязательной нотариальной формы для сделок с долями открытых акционерных обществ.
О роли нотариата в укреплении прав на недвижимое имущество рассказал руководитель управления Росреестра по Республике Башкортостан Петр Клец. Он отметил, что с каждым годом все больше граждан обращаются для снижения степени оспоримости сделок, ведь нотариусы обеспечивают проверку законности. Руководитель регионального Росреестра также обозначил важную проблему — вопрос достоверности сведений, содержащихся в различных реестрах, с учетом смены государственных информационных систем, передачи массивов данных из одной системы в другую и возможных потерь данных.
Вопрос об актуальности и нужности введения обязательной нотариальной формы договоров по отчуждению недвижимости с участием граждан подняла директор Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате, кандидат юридических наук Екатерина Бадулина.
— У нас в стране растет количество случаев мошенничества с участием недвижимости граждан, особенно с жилыми помещениями. По статистике федеральной нотариальной палаты нотариусы в рамках своей работы ежегодно пресекают более 600 попыток мошенничества, основанных на поддельных документах. Но многие сейчас подают документы через МФЦ, которые не занимаются проверкой их законности и достоверности, этим занимаются только нотариусы. Поэтому я уверена, что введение такой нотариальной формы необходимо, — отметила она. — С учетом возможности электронных сервисов, единой информационной системы нотариата, возможности дистанционных сделок такое нововведение не приведет к перегрузке нотариата.
В настоящий момент Госсобрание РБ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект об обязательном заверении у нотариусов договора дарения недвижимости.
— Есть общественный спрос в части нарушения прав граждан, обманутых в рамках заключения договоров дарения, поэтому эта инициатива поможет обезопасить и защитить горожан. Законопроект имеет высокую социальную значимость, — считает Петр Клец.
Нотариус вместо суда
Нотариус из Москвы, профессор кафедры нотариата Московского государственного юридического университета, член Научно-консультативного совета при Федеральной нотариальной палате, доктор юридических наук Александр Бегичев рассуждал о перспективах развития компетенции нотариата. Он рассказал, что Министерство юстиции РФ готовит новый законопроект о нотариате.
— Представляется, что позиция нотариата как эффективного правозащитного органа только усилится. Корректировке будут подвергнуты организационные и структурные основы управления и контроля за нотариальной деятельностью, — пояснил специалист. — Надо признать, что ресурс нотариата используется пока не в полной мере. Дальнейшее законодательное развитие его потенциала должно происходить из необходимости реализации общественного запроса на внесудебные формы защиты конституционных прав. Нотариат является тем правозащитным институтом, который может снизить нагрузку на суды.
Александр Бегичев также рассказал о все возрастающей роли цифровизации: современный нотариус для улучшения своей деятельности должен использовать наряду с традиционными инструментами и цифровые. А именно — создавать разные виды электронных нотариальных актов, использовать биометрические данные для проверки личности и специализированные нотариальные онлайн-процедуры, а также обеспечивать безопасное цифровое архивирование документов.
— У меня есть некоторое беспокойство относительно масштабов цифровизации нотариальной деятельности, — поделился опасениями нотариус. — Приведу пример из практики. Недавно гражданин обратился в мою нотариальную контору и спросил: «Могу я поговорить с нотариусом или с человеком?» То есть мы уже воспринимаемся порой не совсем людьми, а какими-то существами с функцией искусственного интеллекта!
В обществе порой возникает мнение, что вскоре электронные сервисы нотариусов смогут полностью заменить нотариусов, отметил он. Однако вряд ли в обозримом будущем об этом может идти речь, так как у нотариуса есть и другие функции по отношению к обратившимся гражданам — разъяснить детали, предупредить о последствиях, убедиться в дееспособности и сознательном волеизъявлении сторон. Цифровизация же должна сделать работу нотариусов более прозрачной и эффективной.
А заведующая кафедрой гражданского права Института права УУНиТ Елена Тужилова-Орданская раскрыли тему медиации нотариальной деятельности, ее возможностей и пределов. Медиация — это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение.
В 2019 году в основы законодательства о нотариате была внесена статья об удостоверении медиативного соглашения. А в закон о медиации, в свою очередь, внесена поправка о том, что медиативное соглашение, достигнутое сторонами во внесудебном споре, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.
— Сегодня юридическое общество обеспокоено нагрузкой на суды всех уровней — они буквально задыхаются от количества дел. И нотариат в этом плане именно та система, которая эффективно может помочь судам в вопросах защиты прав, — объяснила ученый.
Однако в области объединения нотариата и медиации есть несколько нерешенных проблем. Не оговорен механизм приведения в исполнение медиативных соглашений, отсутствуют методические рекомендации для нотариусов по удостоверению медиативных соглашений, а также нормы юридической ответственности лиц, участвующих в выработке медиативного соглашения.
— В связи с этим необходимы разработать дополнительные курсы и программы по медиации в нотариальной деятельности. Нам как представителям образования и науки необходимо об этом подумать, — подытожила она.
Организатором круглого стола выступила Нотариальная палата совместно с Институтом права Уфимского университета науки и технологий при содействии Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции.
Фото: Альберт ЗАГИРОВ