Все новости
Право
23 Мая , 22:15

Дополнительная опция

Чтобы отказаться от навязанной услуги, покупательнице пришлось обратиться в суд

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Покупка нового автомобиля сегодня — дело крайне затратное. И если прежде люди были готовы мириться с такими подводными камнями, как оплата дополнительного оборудования и услуг, то нынче желающих делать щедрые подарки автосалону-посреднику стало в разы меньше. Поэтому когда автодилеры не хотят или не могут обуздать свою жадность, покупатели все активнее идут в суд.

Жительница Октябрьского Камилла Н. хорошо зарабатывает. В прошлом году она наконец-то решила воплотить свою мечту в жизнь и приобрести новую иномарку стоимостью четыре миллиона рублей. Для этого обратилась в один из автосалонов, где ее встретили чуть ли не с распростертыми объятиями — а как иначе, ведь в наше время покупателей с деньгами можно по пальцам пересчитать. Менеджеры автосалона, демонстрируя свою заинтересованность в клиенте, предложили Камилле ряд дополнительных бонусов (по крайней мере, подавалось это именно в таком ключе). В том числе оформление покупки в кредит («Берите-берите, так вы получите хорошую скидку!»). Вот только чтобы получить заем на покупку транспортного средства, нужно было также приобрести через ООО «Век» (название изменено. — Авт.) карту «Техническая помощь на дороге» стоимостью 225 тысяч рублей. И здесь опять же менеджеры были красноречивы и убедительны: мол, случись поломка, мы всегда придем вам на помощь. Покупательница, которая на тот момент провела в автосалоне несколько часов и успела устать от оформления всевозможных бумаг, согласилась.

Прошло немного времени, и Камилла задумалась — а зачем она отдала круглую сумму за совершенно не нужную ей опцию? Ведь автомобиль новый и, как сказали продавцы, никогда не ломается. Так за что она заплатила 225 тысяч рублей? На следующий день она обратилась в ООО «Век» с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных средств. Однако ответа так и не дождалась. Понимая, что самостоятельно решить эту проблему она не сумеет, Камилла обратилась к адвокату.

— Погружение в мир автобизнеса было интересным и познавательным, — говорит адвокат Радик Хабибуллин. — К примеру, мы выяснили, почему многие автосалоны предлагают скидки при покупке машины в кредит. В чем их выгода? Дело в том, что дилеры выполняют функции агентов по кредитованию и страхованию, получая вместе с салоном комиссии с каждого займа и полиса. И комиссионные чаще всего заметно больше скидки, которую дилер предлагает покупателю. Кроме того, при оформлении кредита в автосалоне обязательно оформляются полисы КАСКО и ОСАГО. За это дилер опять же получает бонусы. А покупатель, с учетом покупки этих полисов, часто оказывается в минусе. Наконец, соглашаясь на кредит, многие себя успокаивают: завтра схожу в банк, погашу весь долг и останусь в выигрыше. Вот только менталитет у нашего человека таков, что до банка он дойдет в лучшем случае через месяц-другой. А за это время с тех же четырех миллионов рублей набегут весьма приличные проценты.

Что касается данной ситуации, мы подали от имени нашей доверительницы исковое заявление в суд с просьбой взыскать с ООО «Век» денежные средства в размере 225 тысяч рублей, штраф в размере 50 процентов от этой суммы и возмещение морального вреда в размере 50 тысяч рублей.

Апеллировали сразу к нескольким статьям Гражданского кодекса РФ и закона «О защите прав потребителей».

Так, статьей 782 ГК РФ преду-смотрено право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Об этом же говорится и в статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»: потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

При этом в пункте 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги.

Однако в данной ситуации исполнитель никаких услуг заказчику не оказал. Таким образом, истец услугами ООО «Век» не воспользовался, а значит, ему обязаны вернуть деньги.

Суд полностью согласился с этими доводами и вынес решение: «Взыскать с ООО «Век» в пользу истца денежные средства в размере 225 тысяч рублей, штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке — 112 тысяч рублей и компенсацию морального вреда в размере пяти тысяч рублей.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: