Все новости
Право
22 Января , 20:15

За один битый два небитых дают

или Как зарвавшемуся продавцу пришлось вернуть покупателю втрое большую сумму

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Решив купить подержанный автомобиль, житель Октябрьского Рустам Н. даже не предполагал, чем обернется эта покупка. Но — обо всем по порядку.

Когда молодой человек решил приобрести авто, друзья посоветовали ему обратиться в один из автосалонов Альметьевска. Не откладывая дело в долгий ящик, Рустам отправился по указанному адресу. Приценивался недолго — с первых же минут ему приглянулась черная, как антрацит, «Киа Сид». «Беру!» — заявил молодой человек и тут же заплатил через кассу 684 тысячи рублей, которые просили за транспортное средство.

Домой на только что купленной машине он ехал в приподнятом настроении. Правда, в дороге заметил странную особенность: как только стрелка спидометра переваливала за 100 километров в час, автомобиль начинало трясти. Сбавлял скорость — тряска прекращалась. Вернувшись домой, Рустам, недолго думая, обратился к адвокату. И попросил совета, что делать дальше. Тот порекомендовал провести экспертизу, чтобы оценить техническое состояние автомобиля.

В ходе экспертизы выяснилось, что автомобиль успел побывать в серьезном ДТП. И после аварии его в буквальном смысле слова собирали по кусочкам. Когда эксперт снял внутреннюю обшивку салона, оказалось, что весь кузов покрыт сварочными швами; на дверях, крыльях и подкрылках наблюдались сильные заломы; зазоры на дверях и капоте были смещены; в местах, не видных глазу, не хватало многих деталей; обнаружилось и много других скрытых повреждений.

Итоговое заключение эксперта было однозначным: эксплуатация автомобиля опасна для жизни.

— Как известно, закон о защите прав потребителей дает покупателю 14 дней на обмен непродовольственного товара, — говорит адвокат Хабибуллин. — Да, в постановлении правительства РФ от 31 декабря 2020 года сказано, что автомобили не подлежат возврату или обмену. Но это можно сделать, если в нем найдутся недостатки или поломки. Кроме того, согласно п. 1 ст. 19 этого же закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В свою очередь, согласно п. 5 ст. 18 закона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В итоге адвокат написал досудебную претензию на имя владельца автосалона с просьбой забрать проблемное авто и вернуть уплаченную сумму. Тем более что с момента заключения договора купли-продажи прошло три-четыре дня, не больше.

Однако владелец автосалона дал ответ, суть которого была следующей: в договоре купли-продажи имеется пункт, согласно которому при совершении сделки покупатель обязан был сразу оценить техническое состояние и качество автомобиля.

Поставил в договоре подпись — с продавца, как говорится, и взятки гладки, автомобиль возврату не подлежит.

— Да, с одной стороны, договор есть договор. И покупатель обязан читать то, что подписывает, — продолжает Хабибуллин. — Но, с другой стороны, мы видим элементарную наглость продавца. Потому что далеко не каждый человек обладает должными техническими знаниями, чтобы навскидку оценить состояние подержанного транспортного средства. Тем более если его дефекты невозможно увидеть без разборки автомобиля. По счастью, закон о защите прав потребителей имеет большую юридическую силу, нежели договор купли-продажи. Поэтому нам ничего не оставалось, как подать исковое заявление в суд на расторжение договора и возврат уплаченной суммы.

Но, судя по всему, продавец был настолько уверен в своей безнаказанности, что даже после этого не предпринял никаких шагов, чтобы исправить ситуацию. За что в итоге и поплатился.

Видя, что он не желает решать возникшую проблему по-хорошему, защита потребовала не только расторгнуть договор купли-продажи и вернуть Рустаму 684 тысячи рублей, но и взыскать с продавца неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований в размере 314,4 тысячи рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной в его пользу, компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей, прочие судебные расходы.

В итоге суд удовлетворил данный иск в полном объеме. Причем за игнорирование требований покупателя даже увеличил размер штрафа. Единственное, что сократил, — это компенсацию морального вреда. В общей сложности продавец выплатил Рустаму около 1,6 миллиона рублей.

— В таких случаях главное — не слушать увещевания продавца, а сразу обратиться к адвокату, — рекомендует Хабибуллин. — Он выслушает вас, ознакомится с договором и даст совет, что нужно предпринять. В противном случае вы потеряете время, и исправить ситуацию будет крайне затруднительно.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: