Все новости
Право
8 Апреля 2021, 09:15

Фемида отнюдь не слепа

О вирусе, интернет-технологиях и торжестве справедливости

Предыдущий год был очень необычным и для служителей Фемиды. Чего стоит хотя бы корректировка режима деятельности в связи с пандемией, когда на два месяца пришлось приостановить личный прием граждан. По счастью, справились и научились проводить заседания с использованием систем видео-конференц-связи.
Что еще запомнилось, а что заставило задуматься — об этом наш разговор с заместителем председателя Туймазинского межрайонного суда Рустэмом АСАНОВЫМ.
— Рустэм Финусович, так каким был 2020 год для Туймазинского межрайонного суда?
— Если говорить о совершаемых преступлениях, кардинальных изменений мы не заметили. Как и прежде, львиная доля рассмотренных нами дел — это преступления против личности, собственности, нарушения общественного порядка. А неординарным его можно назвать из-за пандемии коронавируса. По этой причине с 18 марта по 20 мая прошлого года доступ в суд пришлось ограничить. В эти два месяца рассматривались только безотлагательные дела, связанные с избранием меры пресечения, продлением срока содержания под стражей и так далее, а также определенная категория административных правонарушений. Их число, естественно, возросло. Ведь в этот период вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ужесточающие ответственность за нарушения в ситуации с распространением коронавирусной инфекции.
— И много людей привлекли за это к ответственности?
— В течение прошлого года в республике по статье 20.6.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения») было рассмотрено 39397 дел (Туймазинским межрайонным судом — 859 дел), по части 2 статьи 6.3 («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения...») — 226 дел.
А в целом в прошлом году нами было рассмотрено 560 уголовных (в 2019-м — 509) и 2841 гражданское дело (в 2019 году — 3065).
— По данным Верховного суда РБ, ежемесячно каждый федеральный судья рассматривает и выносит решения как минимум по 60 делам. Как при такой нагрузке не допустить фатальную ошибку?
— Иной раз в течение рабочего дня судье приходится рассматривать до десятка дел. Естественно, он тоже живой человек и может допускать процессуальные и правоприменительные ошибки. Однако возможность их исправления закреплена наличием апелляционной и кассационной инстанций. Но практика показывает, что качество принимаемых нашими судьями решений остается на высоком уровне. Во многом благодаря тому, что мои коллеги работают с полной отдачей.
— А как часто обжалуются решения суда?
— Туймазинцы довольно активно отстаивают свои права. К примеру, в 2020 году мы рассмотрели уголовные дела и вынесли решения в отношении 593 человек, 69 из них были обжалованы. По гражданским делам рассмотрено с вынесением решения 1869 дел, обжаловано 362. При этом подавляющее большинство судебных актов оставлены в силе.
— Услышав это, многие вновь заговорят о негуманности российского правосудия.
— И будут неправы. В последние годы в стране ведется серьезная и кропотливая работа по гуманизации уголовного законодательства. И она дает результат. Судите сами — если в 1999 году в исправительных учреждениях страны находилось 1 миллион 60 тысяч человек, то на 1 февраля 2021 года — 482 тысячи человек.
— То есть, за последние 20 лет россияне стали более законопослушными?
— С одной стороны, российские судьи с каждым годом рассматривают все большее число административных, гражданских и уголовных дел. Казалось бы — о чем тут говорить? Но при ближайшем рассмотрении видно, что в подавляющем большинстве гражданских дел речь идет об отстаивании человеком своих законных прав. А это как раз говорит о доверии к судебной системе. И растущей законопослушности населения — ведь оно не ищет полулегальных, а то и вовсе криминальных способов решения проблем, а идет в суд для отстаивания своих интересов.
При этом граждане становятся более подкованными юридически. Не в последнюю очередь — благодаря активному развитию высоких технологий. Одни находят в интернет-пространстве ответы на самые разные вопросы правового характера, другие и вовсе «вбивают» туда исходные данные той или иной жизненной ситуации и, моделируя ход судебного процесса, получают довольно точный результат. На мой взгляд, ничего плохого в этом нет.
— На слуху — резонансные задержания госслужащих и последующее возбуждение «коррупционных» дел. Складывается ощущение, что таких дел становится все больше. В чем причина?
— Вопрос вне моей компетенции. Тем не менее, озвучу свою точку зрения. Один из важнейших вопросов внутренней политики страны — национальная безопасность. Она в свою очередь подразумевает активную борьбу с коррупцией.
Необходимость этой работы все острее осознают не только власти, но и население. Поэтому все чаще поводом для возбуждения подобных дел становятся сигналы общественности: журналистские расследования, обращения граждан, у которых вымогают взятку. И здесь мы опять возвращаемся к разговору о растущей юридической грамотности наших граждан. Столкнувшись с подобным вымогательством, люди понимают, что их толкают на преступление. И в меру сил и возможностей стараются его пресечь.
Не скажу, что работа в этом направлении активизировалась только сегодня — она велась постоянно. И количество возбужденных уголовных дел по статье 290 УК РФ «Получение взятки» из года в год держится примерно на одном уровне.
Просто очень часто резонансность таких дел обусловлена статусом лиц, которые оказываются в него вовлечены. Поэтому они и получают более широкую огласку.
— Философский вопрос: для осужденного справедливость — это одно, для потерпевшего — совсем другое. Возможна ли ситуация, когда итогом судебного процесса останутся довольны обе стороны?
— Компромиссным решением часто становится утверждение мирового соглашения, которое удовлетворяет обе стороны и при этом отвечает букве закона. Если граждане пришли к мнению, что таким образом могут урегулировать спор, наверное, можно говорить об обоюдном торжестве справедливости. Если же дело дошло до суда… Один философ утверждал, что правда у каждого своя, но истина одна. И эта истина — законность принятых судебных актов. Если судья принимает решение и оно не обжалуется — значит, справедливость восторжествовала.

г. Туймазы.

Фото из открытых источников
Читайте нас: