Что помнит простой обыватель о принятой Декларации? Ставшие почти «крылатыми» слова, что суверенитета «много не бывает» или обещание дать его «сколько захочется»? Надежды на процветание родной Башкирии, а вместе с ней — на свое собственное благополучие? «Парад суверенитетов» начала 90-х многими воспринимался как шанс для регионов получить от центра дополнительные привилегии и льготы. Сегодня децентрализацию власти политологи считают возможностью российских субъектов конкурировать между собой и видят в этом «залог процветания России». Не вызывает споров одно: важно вдумчиво отнестись к этому опыту.
Марат Миргазямов — человек в республике известный. С1986 по 1992 год он занимал высший пост в исполнительной власти Башкортостана — был председателем Совета министров Башкирской АССР и принимал самое непосредственное участие в подготовке этого документа. Сегодня мы попросили Марата Парисовича с высоты двух десятков лет взвесить все «за» и «против» принятия нашей республикой Декларации о суверенитете.
Парадное крыльцо суверенитета
Тогда в стране появилась мода на суверенитет, причем не только у союзных республик, но и у автономных. Центру не было дела до регионов — там делили между собой власть. Тогда же прозвучало и ставшее знаменитым выражение Ельцина «берите суверенитета столько, сколько можете проглотить».
Но есть и объективная, вполне обоснованная причина, которая привела республику к принятию суверенитета. Мы знаем, что Башкирия по экономическим показателям была на голову выше даже многих союзных республик. Неспроста два руководителя автономных республик — Мидхат Шакиров и Фикрят Табеев из Татарии входили в состав президиума Верховного Совета СССР. Среди союзных республик мы уступали лишь Украине, Белоруссии, Узбекистану и Казахстану, то есть были пятыми, если не считать РСФСР. В России впереди нас были только Москва, Московская, Ленинградская и Свердловская области. По капитальным вложениям Башкирия также была в пятерке сильнейших в СССР. Не могу согласиться с утверждением, что в те годы здесь была стагнация, застой. Нет, наш регион все время двигался вперед. При этом от центра на социальные нужды мы получали немного. Это видели и руководители республики, и люди — все понимали, что вкладывают в общесоюзный котел достаточно, а значит заслуживают большего. Кроме того, экономическая мощь Башкирии позволяла ей самостоятельно распоряжаться и своими дополнительными доходами.
Результатом стало подписание, вслед за принятием Декларации о суверенитете, Федеративного договора с приложением, которое должно было серьезно сыграть в пользу Башкирии.
Что мы имеем в результате? Ничего позитивного. Возможности, которые открывала перед республикой Декларация о государственном суверенитете, к сожалению, были бездарно упущены.
Мы всегда шли «ноздря в ноздрю» с таким мощным регионом, как Татарстан. И центр никогда не противопоставлял две крупные республики, всегда считался с их мнением. А ведь соседний Татарстан, в отличие от нас, извлек из такого же договора очень много.
В собственности Башкортостана не осталось практически ничего. Уничтожена банковская система. За гроши отдан и нефтехимический комплекс. «Ушло» в чужие руки лесное хозяйство. Такая ситуация сложилась почти во всей экономике республики. За эти 20 лет у нас не было введено ни одного серьезного промышленного предприятия. Инвесторы тоже обходили Башкирию стороной. Не случайно же инвестиции сравнивают с трепетной ланью: она только тогда выйдет на поляну, когда убедится в полной своей безопасности, будет безоговорочно доверять окружающим.
Новому руководству республики тяжело из «ничего» делать конфетку. А ведь уже слышны претензии, что ничего не меняется. Так прошло всего два года! Не быстро все получается, но наметки уже есть. К республике начали присматриваться инвесторы. Чтобы нам подняться, необходимо увеличение инвестиций в разы. Есть надежда, что свою роль выполнят налоговые послабления, которые республика предлагает инвесторам.
На днях прочитал в одной из газет, мол, зачем, проводить в республике саммит ШОС. Как зачем? Башкортостан получит возможность заявить о себе всему миру — поднимется его авторитет, появится интерес к республике. Наверняка в организации этого большого мероприятия поможет и центр, только надо с ним активнее работать. Например, гостиницы, которые планируется построить в Уфе, здесь же и останутся и будут приносить доход.
Марат Миргазямов родился в 1942 году в селе Караидель Башкирской АССР. Окончил Уфимский нефтяной институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС (заочно). Работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, в Уфимском горкоме КПСС, Орджоникидзевском райкоме КПСС, Башкирском обкоме КПСС, Туймазинском горкоме КПСС. В 1985 — 1992 годах был председателем Совета министров Башкирской АССР. С 1992 года работал директором Уфимского завода эластомерных материалов и конструкций. Избирался депутатом Верховного Совета Башкирской АССР, в 1989 — 1991 годах являлся народным депутатом СССР.