Все новости
Политика
20 Сентября 2012, 05:55

Децентрализация — возможность для конкуренции

Федеральные власти с 2013 года передадут на региональный уровень ряд надзорных полномочий.

Как сообщил на заседании правительства РФ вице-премьер Дмитрий Козак, законопроект о перераспределении полномочий будет внесен в Госдуму «в ускоренном порядке» — возможно, уже к 1 октября. При этом делегирование полномочий будет сопровождаться реформированием изменений условий их передачи на региональный уровень. Речь идет о расширении самостоятельности и одновременном усилении ответственности местных властей.
Например, предлагается отказаться от согласования в центре структуры и назначения руководителей региональных органов исполнительной власти, которые будут выполнять федеральные полномочия.
Регионам планируется передать:
  • экологический надзор, за исключением особо опасных объектов
  • контроль за обеспечением качества пищевых продуктов
  • контроль за соблюдением трудового законодательства
  • лесное семеноводство
  • надзор за перевозкой пассажиров автомобильным транспортом.
Комментарий

Вадим Гайдук,
доктор политических наук, профессор,
вице-президент Национального союза политологов:

— Это не только своевременный шаг в совершенствовании федеративных отношений в государстве, но и новый импульс модернизации политической системы. Если меняется политическая и социально-экономическая действительность, формат взаимоотношений между центром и периферией, то и законодательство, очевидно, должно тоже трансформироваться.

Сам факт принятия закона о перераспределении полномочий, во-первых, является показателем становления качественно новой парадигмы федеративного развития страны, выраженной в децентрализации власти. В период «парада суверенитетов» подобные реформы воспринялись как возможность «поторговаться» с центром и получить дополнительные привилегии и льготы. Сегодня децентрализация воспринимается как возможность регионов конкурировать между собой в различных сферах. Децентрализация власти в рамках сильного центра — это залог процветания России.

Во-вторых, несомненно, документ повысит самодостаточность регионов. Это позволит им более полноценно и качественно реализовывать различные программы и реформы. Укрепятся позиции местных органов власти. Глава региона также должен самостоятельно определить структуру и людей, которые будут исполнять федеральные полномочия.

В-третьих, наряду с повышением самодостаточности субъектов РФ, повышается и их ответственность. И если в регионе возникают проблемы, то винить центр в своих бедах уже не получится.

Как видится, это лишь первые шаги в становлении новых механизмов регулирования отношений между центром и регионами. Более остро стоят вопросы, касаемые бюджетов и налоговых индексов. Это говорит о том, что финансовая сторона децентрализации еще не доработана. Но и денежные вопросы, думается, будут поэтапно решаться.

Что даст Башкортостану закон? Безусловно, он позитивно скажется в целом на социально-экономическом развитии и инвестиционном климате республики. Региональный контроль позволит не только повысить качество производимой продукции, но и определит ответственных за ее доброкачественность. Из центра ведь за всеми проблемами в регионах и не уследишь. Принятие закона, очевидно, может стать стартовой площадкой для разработки в регионе новых брендов и продукций. Например, башкирский «Айран» и «Тан» смогут выйти не только на федеральный, но и на международный уровень.
Читайте нас: