-15 °С
Облачно
Комментарий Сергей Севастьянов, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Башкирской академии госслужбы управления: — Оценивая характер и содержание поправок, следует отметить, что изменениям должны быть подвержены нормы, касающиеся порядка наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В то время как действующий ныне порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предполагается в основном сохранить. К положительным моментам данной законодательной инициативы следует отнести появление возможности непосредственного участия граждан в выборе члена СФ от своего региона. Кроме того, публичный выбор кандидатуры сенатора будет проходить в связке с выборами главы субъекта, и именно претендент на пост № 1 в регионе заранее определит круг потенциальных претендентов на столь ответственную и высокую должность. Такой подход в случае положительных итогов голосования стабилизирует политическую власть в регионе. Предусматривается также, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. Ценз оседлости позволит ограничить сложившуюся в последние годы практику, когда субъекты в Совете Федерации представляли люди, знающие о жизни региона в лучшем случае по небольшому опыту пребывания в нем, а то и вовсе из информационно-аналитических справок. Правильным решением представляется и то, что СФ формируется и структурируется как непартийный орган. Такой подход отвечает духу и принципам федерализма, в нижней палате парламента представлены федеральные политические партии, а в верхней — регионы. В новой президентской инициативе исключается норма о возможности досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации по инициативе губернатора. Для избранного члена Совета Федерации вполне логично использовать процедуру отзыва по тем же основаниям, что и для отзыва депутата Госдумы. Явным диссонансом, с нашей точки зрения, является идея о возможности омоложения состава Совета Федерации (стать сенатором можно будет не с 35 или 30 лет, а с 21 года). В мировой практике парламентаризма, берущей свое начало еще со времен Древнего Рима, сенат — это палата мудрецов, собрание авторитетных и достойнейших мужей. Высшая палата двухпалатного парламента, по законам политического жанра, должна быть более консервативной и выдержанной. Одна из ее основных функций — выполнение роли определенного фильтра, стабилизатора общественно-политических «страстей». В данном случае создается впечатление, что из одного из завершающих этапов законотворческого процесса, коим является Совет Федерации, хотят сделать палату по выработке креативных предложений, перевернув тем самым логику законотворческого процесса. Известная народная мудрость гласит: «Цирюльник должен учиться стричь на голове сироты». Вряд ли высшая палата Федерального Собрания может рассматриваться в качестве площадки для приобретения молодыми людьми законотворческого и политического опыта. |