Депутат Госсобрания — Курултая республики, ректор Башгоспедуниверситета, руководитель Общественной приемной Владимира Путина в Уфе профессор Раиль Асадуллин уверен: если общественное сознание не участвует в управлении государством, законы будут несовершенными.
— Раиль Мирваевич, в своих выступлениях вы часто повторяете: я оптимист! В депутатской деятельности можете сказать о себе то же самое?
— Я стараюсь оставаться оптимистом и в депутатской работе тоже. В парламенте много людей неравнодушных, не понаслышке знающих жизнь, хорошо владеющих принципами законотворчества, и они активно используют право законотворческой инициативы. А потребность в этом с каждым годом растет. Людям в однообразной мировоззренческой одежде стало тесно жить. У каждого из нас есть свое видение мира, своя стратегия. Поэтому, конечно, нам необходимо договариваться и писать общие законы. При этом сегодня мир настолько динамичен, что и законы не могут оставаться застывшей схемой, а также должны меняться. Потому вполне логично и то, что законодателю просто необходимо быть в гуще событий, что называется, выходить в народ, учитывать его интересы и перспективы.
В комитет по культуре и образованию, членом которого я являюсь, входят ректоры нескольких вузов республики и другие работники образования. Свою депутатскую работу мы стараемся вести не только в стенах Госсобрания. Одна из форм работы — встречи с жителями районов Башкирии. Представьте себе: шесть ректоров, шесть докторов наук выезжают в регионы республики, общаются с населением. Ребята и их родители просто забрасывают нас вопросами и получают ответы, как говорится, из первых уст. Такие встречи полезны не только и не столько молодежи — мы сами получаем колоссальное количество информации, которая нередко заставляет пересмотреть свою работу, скорректировать законотворческую деятельность.
Члены нашего комитета — это, действительно, профессионалы, преданные своему делу, болеющие за него всей душой. Но к нам приходят не только с вопросами по этой теме. У наших избирателей масса других проблем. Например, была встреча с обманутыми дольщиками, в Уфе их очень много. К этому привело несовершенство закона. Эти люди сегодня в патовой ситуации — государство не имеет рычагов, чтобы помочь им. Люди отдали немалые, часто последние деньги, чтобы улучшить жилищные условия, ими воспользовались мошенники, а затем обанкротились. Банкротство сегодня для некоторых рассматривается как форма капитала. Такие моменты в нашем законодательстве нужно срочно регулировать, учитывать при этом мнение всех участников процесса.
Поэтому еще раз говорю: если общественное сознание не участвует в управлении государством, законы будут несовершенными. Сегодня мы все должны быть благодарны и Болотной, и Поклонной горе, и тем, кто собирался у Дворца машиностроителей в Уфе, и у молодежного ДК: для парламентариев такие события — это «профессиональная среда», там мы получаем и динамику, и оценку нашей деятельности для дальнейшего ее совершенствования.
— Молодежная общественная палата при Госсобрании республики объявила конкурс для молодежи «Лучший законотворец», в котором молодым людям дана возможность предлагать законодательные инициативы. Вы как человек, постоянно имеющий дело с молодежью, со студенчеством, видите в этом рациональное зерно?
— Творить и прописывать законы надлежит людям подготовленным. Но увидеть проблемы и предложить их решение должны граждане страны. Почему бы это не делать нашей молодежи? Могу констатировать: она стала более инициативной и предприимчивой в хорошем смысле. Так что в этом отношении Молодежная палата республики — молодцы.
— Сегодня какие проблемы вас самого волнуют более всего?
— Положение учителя, воспитателя, педагога — вот что у меня в голове постоянно, на протяжении жизни. Тяжело переживаю модернизацию образования, хотя прекрасно понимаю, что это объективный процесс, сопровождающийся многими факторами. Демографическая ситуация приводит к оптимизации образовательных учреждений, а это сокращение рабочих мест, потеря очагов культуры в селах, смена видов деятельности. Мы не предполагали, что оптимизация так серьезно коснется профессиональной школы. В этой сфере перестают существовать одни образовательные программы, лицензируются другие, отвечающие требованиям современной экономики и производства. В целом меняется профессиональная архитектура образовательного учреждения. К моему великому сожалению, сейчас наш педуниверситет остался в республике один на один со всеми проблемами педобразования. Но в то же время мы прекрасно понимаем, что пока число образовательных учреждений, готовящих педагогические кадры, не оптимизируется соответственно количеству грамотных абитуриентов, будут, как грибы после дождя, расти слабые преподаватели.
Конечно, мы сильный вуз, у нас замечательный коллектив. Но даже мы чувствуем, что без поддержки государственного педагогического образования со стороны президента, правительства, общества проблему подготовки «другого», подчеркиваю, учителя не решить. Мы даем великолепное образование своим студентам, но не пойдут эти ребята в школу, если там положение не изменится! Я радуюсь тому, что у нас в республике учитель получает среднюю по экономике зарплату, при этом не нужно умалчивать, что для этого он ведет чуть ли не по две ставки! А ему нельзя этого делать, потому что уроки в рабочем графике педагога должны занимать только 50 процентов, а остальные 50 он должен отдавать самообразованию, если хотите, самовдохновлению... В эти 50 процентов времени он должен общаться с людьми, например, с тем же селянином, потерявшим смысл жизни, лишившись работы и горе свое заливающим водкой, понять его психологию и все сделать для того, чтобы этот человек обрел смысл жизни. Наша профессия первая в социуме. Педагог формирует отношение к окружающему миру, к людям. Но у нашего учителя нет времени на самообразование, самонастройку! Ему, как на конвейере, приходится штамповать уроки, чтобы ничего не упустить, не отстать от установленных стандартов. А ведь в классе у него — 25 живых, любопытствующих детей, где каждый — индивидуальность, где к каждому необходимо найти свой подход. При столь высокой загруженности педагога я не верю, что мы скоро выйдем на такой образовательный уровень, где главной фигурой будет ученик, а не предмет.
— Вы видите пути решения этой проблемы?
— Решение ее, уверен, могут дать сами учителя. Необходимо активно выступать, просвещать людей. Сегодня учителями легко управляют, указывают — все у нас «специалисты» в деле обучения детей. Почему-то мы не говорим хирургу во время операции: режь там. Уважение к учителям — один из признаков цивилизованности и зрелости общества. Знаете, какой пример хочется привести — не для лести, просто он мне кажется очень показательным. К нам в педагогический университет пришел президент Рустэм Хамитов, прочитал перед студентами лекцию, так после нее ребята из аудитории не уходили — они обменивались мнениями, делились впечатлениями, потому что в первый раз к ним пришел человек государственного уровня, который не указывал, что и как делать, а делился своими проблемами, говорил с ними не как старший по статусу и положению, а на равных.
— Все, о чем вы говорите, лежит в области нашего менталитета, и поменять тут что-то «на раз» вряд ли получится. Хочу обратиться к вашей парламентской деятельности: видите ли вы, как депутат, как можно помочь вашим коллегам-учителям и педобразованию в целом на законодательном уровне?
— Только законодательно — нет. Законы — это нормативы. Они ограничивают коридор поведения, действуют при этом однолинейно. Для человека же важна не только эта плоскость, но и чувственная, ментальная. И в этой области одними только законами, без поднятия общей культуры не помочь. Мы потеряли уважение к учителю в
90-е годы, когда все пошли торговать сникерсами на рынок, когда в магазинах появилась безнравственная «литература», когда на Тверской начали сбывать товары, которые должны предлагаться только в специально отведенных местах. И грязь эта полилась вдоль Тверской по всей стране. Пока мы не вычистим от нее наши улицы, не изменится отношение к учительству. Педагогика — не только то, что происходит в школьных коридорах. Кто сегодня воспитывает, поднимает культуру? Псевдозвезды, у которых уже давно долларовые купюры вместо очков? Они заполонили, оккупировали все телевидение. Какие ценности они проповедуют? До тех пор, пока будет культивироваться такая псевдокультура, — имею в виду не только эстраду, но и абсолютно все сферы жизнедеятельности, одними законами и другими инструментами, регулирующими поведение, нашу жизнь будет сложно поменять.
Мы разучились слушать классическую музыку, читать литературу, которая заставляет думать, переживать. Мы забыли труды Бердяева, Соловьева, Розанова, Мамардашвили. Человек в государстве большой индустрии превратился в винтик. А ведь все, что нас окружает, имеет человекомерные величины... К сожалению, наше законодательство сегодня не работает на развитие духа. В стране, где преобладает технократическое мышление, а оно преобладает, оно заложено в нашей ментальности — системная проблема неустранима, если мы не будем думать и о таких вещах тоже. Наверное, нужно и наших депутатов, которые пишут эти законы, воспитывать — в общечеловеческом смысле. Образование здесь — самый действенный механизм формирования мировоззрения.