Все новости
10
80 лет Победы
31 Января , 11:15

Из Уфы до Сталинграда

Наши земляки стали героями произведений известных писателей

Альберт ЗАГИРОВ  «Все, что описано в книге «Мой Сталинград», мне рассказывал мой отец, непосредственный участник тех событий», — говорит Андрей Янкин.
«Все, что описано в книге «Мой Сталинград», мне рассказывал мой отец, непосредственный участник тех событий», — говорит Андрей Янкин.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Краеведческое исследование, посвященное участникам Сталинградской битвы, провели сотрудники уфимской детской библиотеки № 17 имени Мурата Рахимкулова. Речь идет о знаменитой книге Елены Ильиной «Четвертая высота», на которой выросло не одно поколение, и произведениях Константина Симонова и Михаила Алексеева.

О том, что связывает героев этих книг со Сталинградом и Уфой, рассказал библиограф детской библиотеки № 17 Андрей Янкин.

«Четвёртая высота»

Писательница Елена Ильина была известна еще до войны, но литературную славу ей принесла книга «Четвертая высота». Ее настоящее имя — Лия Прейс, урожденная Маршак, она младшая сестра Самуила Маршака. В годы Великой Отечественной войны она жила в Уфе в эвакуации и именно здесь задумала и начала писать эту книгу.

— Первые главы были напечатаны в журнале «Пионер» в августе 1945 года, когда еще шла война против милитаристской Японии. В это же время в журнале печатаются главы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». «Четвертая высота» была переведена практически на все языки народов Советского Союза. В 1952 году книга вышла на башкирском языке, переводчиком выступил Тажи Мухитдин. Тогда же переводится на башкирский «Молодая гвардия», и в роли переводчика выступает Мустай Карим. В Уфе жила и главная героиня книги Марионелла, или Гуля Королева, отсюда она ушла на фронт. Поэтому мы можем считать ее своей землячкой, — рассказывает Андрей Янкин.

Гуля Королева приехала в Уфу в эвакуацию из Киева вместе с мамой Зоей Михайловной и отчимом композитором Филиппом Козицким. Семья жила на квартире у композитора Масалима Валеева на улице Карла Маркса, 32. В Уфе у Гули Королевой родился сын Саша, в книге это Ежик.

Андрей Янкин показывает несколько фотографий.

— Здесь Саша совсем маленький, а на этом снимке ему года три-четыре. А это фото сделал в 1986 году наш известный краевед Юрий Узиков. Он встречался с сыном Гули Королевой — Александром Королевым-Казанским в Киеве и сфотографировал его с женой Аллой и двумя детьми. Александр был врачом, но прожил, к сожалению, недолго — умер в 2007 году, — поясняет он.

В мае 1942 года, оставив сына матери, Гуля Королева уходит на фронт в составе 214-й дивизии. Она формировалась в Уфе — штаб находился на улице Октябрьской Революции, 7. Дом этот сохранился, на нем установлена мемориальная доска и есть музей. Дивизия пройдет путь от Сталинграда до Праги и к концу войны будет называться 214-й Кременчугско-Александрийской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизией.

Летом 1942 года в 214-ю дивизию приезжает специальный корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов. Он пишет статью о подвиге красноармейца Семена Школенко, который отличился в разведке: освободил из плена 17 наших бойцов, уничтожил немецкую минометную батарею, привел языка. После этой статьи Семена наградили орденом Красного Знамени.

Об этом случае Гуля Королева писала отцу, как и о том, что они в землянке обмывали орден Семена и что он обещал взять ее в разведку. И действительно, в разведку она с ним ходила. Погиб Семен летом 1943 года под Ворошиловградом.

Перед тем как приехать в 214-ю дивизию, Константин Симонов заезжает в Башкирскую кавалерийскую 112-ю дивизию и посвящает ей статью. На фотографии вместе с бойцами запечатлен командир дивизии полковник Минигали Шаймуратов.

Звание генерал-майора он получит позже, в ноябре 1942 года.

— В книге «Четвертая высота» есть фотография, сделанная 7 ноября 1942 года. Она подписана: «Гуля со своими фронтовыми товарищами», но много лет никто не знал, кто рядом с ней на снимке. Понять это помогло письмо, копию которого нам прислала писательница из Санкт-Петербурга Елена Ракитина. Оно датировано 5 октября 1942 года. Гуля Королева пишет в нем: «Подружка есть, но в другом полку, часто бываем друг у друга. Посылаю тебе карточку. В середине майор Манапов, заместитель командира полка», — зачитывает Андрей Янкин.

Речь идет о Хамзе Манапове, командире 780-го стрелкового полка 214-й дивизии, который на тот момент был заместителем командира. Когда Гуля в свои 20 лет погибнет в бою, он будет писать на нее представление на орден Ленина.

«Санинструктор Королева Марионелла пошла на фронт добровольно. На протяжении четырех месяцев отличилась как смелая, мужественная патриотка своей Родины. 23 ноября на высоте 56,8 был ожесточенный бой. Под огнем неприятеля она в течение дня оказывала помощь и вынесла с поля боя с оружием 50 тяжелораненых бойцов и командиров. К исходу дня, когда людей стало мало, она с группой бойцов пошла в атаку, под ураганным огнем ворвалась в окопы противника, несколькими удачными бросками гранат уничтожила 15 немецких солдат и, будучи смертельно раненной, продолжала в ходах сообщения уничтожать из автомата немецких фашистов. В результате ее героизма занятые окопы были закреплены подоспевшими бойцами. За беззаветную храбрость и героизм в борьбе с немецкими оккупантами ходатайствую наградить правительственной наградой — орденом Ленина», — говорится в представлении.

Но этим орденом Гулю Королеву не наградили, а удостоили посмертно ордена Красного Знамени.

А кто же была ее подружка, также запечатленная на снимке?

— Это удалось выяснить благодаря публикации в журнале «Уфа» о старшем сержанте медицинской службы Люзе Никитиной. Мы сравнили две фотографии и поняли, что это она. Люза Никитина умерла от ран 21 мая 1945 года. В книге она выведена как Люда Ракитина. Писательница Елена Ильина приезжала в Уфу, общалась с мамой Люзы. Письма девушки опубликованы в книге. Вот наградной лист, где восемнадцатилетнюю Люзу Никитину представляют к медали «За отвагу».

Однако ее наградили другой медалью — «За боевые заслуги», — рассказывает Андрей Янкин.

Еще одной находкой стал Хасан Рахимович Хуснуризалов, последний ветеран 214-й дивизии. В августе 2024 года ему исполнилось 100 лет.

— Мы встречались с ним пять лет назад, и он много нам чего рассказывал. Он не был другом Гули Королевой, но ее хорошо знали в дивизии: в минуты отдыха она читала стихи, пела песни. Все знали, что она киноактриса, и бойцов грело чувство, что она вместе с ними сражается на передовой. А еще был случай, и это в книге тоже есть, когда она на себе переправила через Дон восемь тяжелораненых бойцов, — отмечает Андрей Янкин.

Книга «Четвертая высота» издавалась в 1960 — 1980-е годы. Последний раз она вышла в серии «Школьная библиотека» в 1989 году, а потом о ней забыли. Переиздали ее только в 2006-м, но в неважном переплете и оформлении. Произведение дважды экранизировалось — в 1968 и 1977 годах.

Кстати, перу Елены Ильиной также принадлежит книга «Неутомимый путник», посвященная Карлу Марксу, это было для нее последнее прижизненное издание. Умерла она осенью 1964 года, ненадолго пережив брата Самуила Маршака.

Добавим, что помощь в исследовании помимо писательницы Елены Ракитиной оказали заведующая музеем уфимского лицея № 1 Ирина Михельсон, заведующая отделом краеведения Национального музея РБ Вера Макарова и старший научный сотрудник этого музея Антон Фокин.

«Дни и ночи»

Повесть «Дни и ночи» Константина Симонова вышла во время войны. В свой второй приезд в Сталинград в качестве корреспондента газеты «Красная звезда» он посещает 124-ю стрелковую бригаду, которая тоже формировалась в республике — штаб находился в Белебее. Командовал бригадой полковник Сергей Горохов.

В историю обороны Сталинграда и Сталинградской битвы войдет такое понятие — Гороховский пятак. Это район Тракторного завода, самый северный фланг обороны города. Вместе со 149-й бригадой и полками НКВД этот участок обороняла группа полковника Горохова.

— Приехав на пятак в составе редакционного десанта, Константин Симонов знакомится с бойцами, и в том числе с воентехом первого ранга, а впоследствии начальником связи бригады Гайнаном Амировым. Это не кто иной, как известный башкирский писатель и переводчик Гайнан Амири. Именно он стал одним из прообразов капитана Сабурова в повести «Дни и ночи». Вообще, Сабурова Константин Симонов писал с капитана Вадима Ткаленко, с ним было связано все, что происходило в действительности. А вот то, что писатель приписал своему герою, было взято у Гайнана Амири, — рассказывает Андрей Янкин.

Бригада часто находилась в окружении, радиостанция была разбита, проводная связь не работала, и нужно было носить сведения, передавать письма и приказы, поддерживая связь между штабом армии и группой полковника Горохова.

Офицером по особым поручениям, отвечающим за доставку сообщений, был Гайнан Амири. В книге описан случай, когда начальник связи ползет вдоль берега Волги с пакетом туда и обратно. О нем Константину Симонову рассказал башкирский писатель.

До войны Гайнан Амири был корреспондентом, преподавал в Башкирском государственном педагогическом институте имени Тимирязева. Он один из авторов инсценировки по повести Мажита Гафури «Черноликие». А еще у Гайнана Амири была одна из лучших библиотек в Уфе.

— Семья жила в доме по улице Ленина, 2. Его дочь Нелли вспоминала, что отец рассказывал ей о боях в Сталинграде. Когда бригада прибыла в район Тракторного завода, шла эвакуация мирных жителей. Их грузили на пароходы, и те, битком набитые, были легкой добычей для немецкой авиации, — отмечает Андрей Янкин.

Как вспоминал Гайнан Амири, он помог сесть на пароход молодой женщине с дочкой и маленьким сынишкой на руках. Занес их вещи в каюту и спросил у девочки, как ее зовут. Она ответила: «Нелли». Но только пароход достиг середины Волги, как его разбомбили. Он загорелся, и течением его снесло на отмель. Бойцов послали спасать раненых и выносить убитых, и Гайнан Амири среди погибших нашел эту семью. Тогда он дал слово: если у него когда-нибудь родится дочка, он назовет ее Нел­ли. Бог дал ему близнецов, и вторую дочку назвали Лилей.

Гайнан Амири лично знал актера Бориса Бабочкина, игравшего Чапаева, и Корнея Чуковского. Кстати, именно он перевел на башкирский язык его «Муху-Цокотуху».

Добавим, что в 124-ю бригаду Константин Симонов приезжал несколько раз. Он посвятил ей статьи «Бой на окраине», «Дни и ночи», «Зимой 1943-го». Писатель объединит их под названием «Мой сталинградский дневник», а потом статьи и переживания выльются в повесть «Дни и ночи».

«Зрелость»

Герой рассказа Константина Симонова «Зрелость» тоже жил в Уфе. Произведение было впервые напечатано в газете «Красная звезда» 1 мая 1943 года. Книга с рассказом вышла в 1950 году, а в 1964-м он вошел в сборник «Там, где мы бывали».

Константин Симонов писал уфимцу Василию Худобкину: «Не знаю, попадался ли вам когда-нибудь на глаза мой рассказ «Зрелость». В основе этого рассказа лежит хорошо знакомое вам событие, связанное с боями за Новочеркасск. Может быть, в подполковнике Проценко вы узнаете некоторые черты Александра Ивановича Утвенко, а фельдшер Вася, думаю, напомнит вам самого себя. Во всяком случае, писал этого человека с вас».

— Действительно, по образованию и воинской специальности наш земляк Василий Худобкин — фельдшер. Жил он на улице Айской. Его письма с фронта бережно хранят в семье, а теперь их копии есть и в архиве нашей библиотеки. Письмо командира 33-й гвардейской стрелковой дивизии Александра Утвенко, где он рассказывает о Василии Худобкине, можно найти в дневниках писателя «Разные дни войны», — говорит Андрей Янкин.

Вот что пишет Утвенко: «У меня температура была до 40. Новый мой адъютант Вася Худобкин — фельдшер, акушер, он должен был женщин лечить, а ему пришлось мужчин. Но он больше немцев убил, чем наших вылечил, и через Дон переплыл без штанов, но с автоматом».

Это Утвенко описывает случай, когда бойцы выходили из окружения. Позже судьбой Васи Худобкина заинтересовался бывший ведущий хирург одного из сталинградских медсанбатов Павел Чебуркин. «Мы развернулись на окраине поселка Красный Октябрь. Сюда вышел Утвенко, его адъютант тащил на себе десять километров. Мои помощники оказали ему помощь, он был ранен в ноги», — писал он Константину Симонову и спрашивал, жив ли Худобкин. На что писатель ему ответил, что он умер от ран 56 лет от роду, немного не дожив до 30-летия Победы.

С Василием Худобкиным Константин Симонов встречался и на войне, и позже. «В 1943 и 1942 годах он мне казался человеком богатырской силы и здоровья. Я не догадывался, что уже тогда у него была эпилепсия, результат первой контузии под Керчью. Характер этого человека лучше, чем я, объяснят выдержки из его писем», — отмечал писатель.

Вот что писал Василий Худобкин Константину Симонову: «Сейчас я не полезу ни в одну реку, а в те годы я ни о чем не думал, подошел к Дону, разделся догола, одежду свою привязал к полуметровому баллону, на спину привязал Утвенко, и айда через Дон. Вытащил Утвенко, и тут на берегу меня, голого, начала бить эпилепсия. Тут мне Утвенко сказал: «Господи, как же не случилось этого с тобой в реке». А я пришел в себя и ответил: «Раз здесь нашей смерти нет, значит, и в войну не умрем, будем жить».

А еще Худобкин вспоминал бои в Крыму в мае 1942 года. «Это был ад. Когда меня тяжелораненого, контуженного вывезли из Крыма, после того я вообще о смерти не думал, так как мать моя получила похоронку и отпела сына по русскому православному обычаю. А раз мать отпела, отпетые живут долго. Не дай Бог такого никогда, что вынес наш народ. Смерть, голод, холод, расстрелы, виселица, а на колени не встал, перенес все. Сколько приходилось с солдатами воевать, трусов я почти не видел. Сам я получил три ранения, две контузии. Раны заживают, а вот контузия так и осталась на всю жизнь. Да, жизнь идет к закату, мне 55 лет. Что вас еще интересует, пишите, ведь я дошел до Праги, освобождал Румынию, Болгарию, брал Будапешт, Вену, повидал много и хорошего, и плохого», — писал он Константину Симонову.

«Мой Сталинград»

— Еще одна книга, по-настоящему правдивая — «Мой Сталинград» Михаила Алексеева. Это писатель, Герой Социалистичес­кого Труда, автор книг «Ивушка неплакучая», «Солдаты», «Драчуны». «Мой Сталинград» — его последняя книга. Она, кстати, переиздавалась в 2022 году, — говорит Андрей Янкин.

В первых главах рассказывается о бое под поселком Абганерово (это 90 километров от Сталинграда), который вела 29-я стрелковая дивизия. Она только что прибыла из-под Москвы, а сформирована была в Акмолинске (сейчас — Астана).

Дивизия покрыла себя славой и закончила войну 72-й гвардейской. Копия ее боевого знамени хранится в Национальном музее Республики Казахстан.

— Одним из ветеранов этой дивизии и непосредственным участником этих событий был мой отец Андрей Андреевич Янкин. Он был командиром минометного отделения. Все, что описано в этой книге, он рассказывал мне со слезами на глазах: о боях под Сталинградом без слез мой отец рассказывать не мог, — в заключение отметил Андрей Янкин.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: