Все новости
Официально
4 Февраля 2012, 16:30

Небанальные банановые страсти

Инцидент между директором школы и третьеклассником приобретает общественный резонанс

Это случилось в селе Трунтаишево Альшеевского района. На первом уроке Марат Мустаев (имя изменено, поскольку ведется следствие) решил полакомиться бананом, кожуру от которого довольно смело водрузил на плечо сидевшего рядом товарища. Учительница справедливо потребовала убрать за собой мусор. Школьник дерзко возразил что-то вроде: тебе надо — ты и убирай. Судя по отзывам односельчан, мальчик и прежде не отличался, мягко говоря, примерным поведением. А потому неудивительно, что женщина в слезах покинула класс и обратилась за помощью к директору. Вскоре после этих событий все оказались госпитализированными: мальчик — с сотрясением мозга, директор — с предынфарктным состоянием, классную руководительницу увезла «скорая помощь» в состоянии стресса. Заведено уголовное дело, следствие еще не закончено, и делать конкретные выводы преждевременно. Тем не менее вызывает озабоченность то, что подобные случаи стали повторяться с угрожающей регулярностью.

Есть повод задуматься, отчего традиционный, по сути, конфликт отцов и детей в наше инновационно продвинутое время приобрел особую остроту? Исходя из того, что почти в любом споре абсолютно правых не бывает, попробуем изложить суть произошедшего в Трунтаишевской школе, не претендуя на истину в первой инстанции и учитывая то обстоятельство, что следствие не закончено, и судить, кто прав, а кто виноват, абсолютно не наше дело.

Итак, пару лет назад в селе поселилась многодетная семья: мать и пятеро детей, разные фамилии членов которой наводили местное население на размышления. Впрочем, факт наличия (без реального присутствия и участия в воспитательном процессе) у детей одной семьи разных отцов, может, и не оказался особенно влиятельным, если бы не слишком уж озорное поведение Марата. Несмотря на юный возраст, его проделки не раз обсуждались на комиссии по делам несовершеннолетних, он был поставлен на учет и в школе, и в районе. В первом классе избил мальчика. Во втором классе поджег сарай соседа. Учителей не раз доводил до слез. Мама ведет себя довольно странно, говорят, пропадает временами, злоупотребляет спиртным. Ставился даже вопрос о лишении родительских прав. Озаботившись неадекватным поведением ребенка, директор школы возил его на обследование в психиатрический диспансер. Серьезных отклонений обнаружено не было, но состояние психического здоровья охарактеризовали как пограничное и рекомендовали принимать два раза в год соответствующее лечение. Разумеется, все это отражается на учебе. Мать отказывается признавать, что сын нуждается в лечении.

История с полетом банановой кожуры имеет странный шлейф с детективным изгибом. А именно в той ее части, которая касается непосредственно общения мальчика и директора. Свидетели по этому поводу почему-то запутались в показаниях.

По версии большинства очевидцев, директор призвал ученика к порядку, велел выбросить злополучную корку в мусорное ведро, неслушник кинул ее просто в угол. Но взрослый все-таки сумел настоять на своем. После того, как инцидент был исчерпан, Марат отсидел все уроки до конца, затем его видели на горе с небольшим трамплином, где он катался, несколько раз падал и даже плакал из-за этих падений. Дома пожаловался на головную боль, мать обратилась в больницу и в полицию с требованием призвать директора к уголовной ответственности. На следующий день был поставлен диагноз «сотрясение мозга».

Есть и другие свидетельства двух одноклассников, которых связывают с семьей Марата более теплые отношения. Они утверждают, что разборка взрослого и ребенка проходила за шкафчиком. И будто бы директор ударил ребенка так, что у него из носа пошла кровь. Странно, однако, что эту значимую деталь конфликта видели только избранные.

Это происшествие стало потрясением для местных жителей. За шестьдесят лет истории села Трунтаишево такое случилось впервые. Во все времена здесь царила здоровая нравственная атмосфера, когда-то действовали семь мечетей, пьющих не было испокон веков, да и женщины не имели обыкновения менять мужей, а уж тем более сожителей. Вот потому и вышли сельчане на улицу. У них случился стихийный сельский сход — не по политическим, а по нравственным мотивам. Люди выступили в защиту директора школы, которая всегда была на хорошем счету, с крепкими традициями.

«Бил или не бил» — этим вопросом озабочена сейчас полиция. А для остальных случившееся — серьезный повод для размышления: почему набирают такую едкую остроту отношения взрослых и детей? Отчего школьники позволяют себе не только жевать на уроках, но и кидаться кожурками? И кто виноват в этом? Скорее всего не только педагоги. Они, как это повелось у нас в стране, тоже могут легко оказаться в роли стрелочников. Словом, приглашаем к разговору...
Комментарии

По себе знаю, школа может только давать знания, ибо воспитательную функцию у нее отобрали. Дети распоясались, учителям угрожают: слова громкого не скажи — засудят. Особенно это стало актуально после распада Союза. Когда появились эти бандитские понятия девяностых, многие стали вести себя развязно. Взрослым в семье некогда заниматься детьми, надо удержаться на работе. Вот они и предоставлены сами себе, глумятся над одноклассниками, издеваются над учителями, теряется уважение к старшим, происходит смена приоритетов. Как с этим бороться?
madgerd.

А вы попробуйте с коллективом детей работать. Учителя — либо хрупкие девушки, либо старушки — божьи одуванчики. Зарплаты ведь низкие, непривлекательные, и других не заманишь. У нынешних учителей «двигать мускулами» не получится — комплекция не та. Да и крепкое словцо не к лицу. У меня много знакомых, которые проходили практику в школе, в том числе и парни — не самые хлюпики, так вот, почти все стали ненавидеть детей.
Марат.

Директор школы — уважаемый человек. Он честный, порядочный. Наша семья не верит,что он мог такое сделать. Надо подробно разобраться, прежде чем обвинять.
Альфия Латыпова.

Я вырос в этой деревне и знаю этого положительного человека лично. Все, что про него пишут, — настоящая клевета. Зачем человеку с безупречной репутацией портить ее?!
Руслан.

Из моего опыта не могу припомнить ни одного случая, чтобы ребенок был виновен в инциденте, случившемся между ним и взрослым. Всегда пытаются ссылаться на асоциальное поведение ребенка, а на деле за происшедшим стоит конфликт взрослых. Взрослые апеллируют к человеческим ценностям с тем, чтобы защитить свою позицию, особенно часто подобное встречается при бракоразводных процессах. Спекуляцией ценностью детства не только не брезгуют — напротив, стараются использовать в собственных, зачастую корыстных целях. В школе наши дети получают необходимые знания по предметам, но не учатся, на мой взгляд, главному — искусству строить отношения между людьми. А ведь в этом искусстве есть свой глубокий смысл, здесь работают свои законы. Анализируя, обнаружила, что большинство молодых людей «спотыкаются» в проблемах выстраивания отношений. В этом плане нам есть с чем работать, есть что осмыслить, понять и принять.

А что касается отношений между взрослыми и детьми, здесь жестокость и насилие ни в каком виде недопустимы. За плечами взрослого человека — опыт, знания, социальное положение, позволяющие принимать решение, даже не учитывая мнения ребенка. Настоящий педагог должен увидеть причину вызывающего поведения, поскольку он — профессионал, человек, умудренный опытом и отвечающий за каждого ребенка, за продолжение рода — и своего личного, и человеческого. В этой цепочке каждый ребенок — великая ценность. Кто, как не взрослый, должен быть рядом для того, чтобы срочно помочь разобраться в сложной ситуации. Очень хочется, чтобы воспитательная политика строилась на этих позициях сильных знаний, когда об ошибках рассказывают, а мудрость передают.
Милана Скоробогатова,
уполномоченный по правам ребенка в РБ.
Только факты
  • В Иркутской области учительница пятидесяти лет с двумя высшими образованиями, видимо, в воспитательных целях поставила семилетнего мальчика раздетым донага перед одноклассниками.
  • Недавно суд Марий Эл признал виновным 53-летнего учителя рисования, который в сентябре 2011 года в целях наведения порядка в классе ударил ученика головой об стену, а еще четверых пнул ногой.
  • В селе Кош-Агай Республики Алтай депутат-директор, наказывая ученика, стащил с его ноги носок и запихнул в рот ребенку. Остановить свой беспредел сумел только тогда, когда услышал крик остальных детей.
  • В Ульяновске учительницу, зверски избившую учебником второклассника, суд приговорил к неделе исправительных работ.
  • В Свердловской области был вынесен приговор учителю физкультуры, который поранил граблями двух учеников.
  • В начале этого учебного года стало известно об избиении за провинности учеников одной из школ города Стерлитамака.
  • Осенью этого года в нашей газете была опубликована статья о случае непедагогического обращения с детьми в Бокситовской специальной школе-интернате Салаватского района республики: педагог истязал группу детей с задержкой психического развития непосильными физическими нагрузками с целью добиться признания в краже денег.

Читайте нас: