Все новости
Общество
17 Июня , 22:15

Шум станков… как музыка

Профессия печатника по-прежнему востребована

из семейного архива Роза Янбекова пришла в типографию в 20 лет.
Роза Янбекова пришла в типографию в 20 лет.Фото:из семейного архива

Моя собеседница, Роза Хибатовна Янбекова, много лет проработала в Сибайской городской типографии — сначала печатником, потом наборщицей, монтажисткой. Она давно уже на заслуженном отдыхе. На мою просьбу рассказать об истории типографии, о своей жизни откликнулась с удовольствием.

— Пришла я в типографию в 1972 году учеником печатника, мне было 20 лет. На тот момент печатников не хватало, была большая текучесть кадров. Работа тяжелая, в две смены, и поэтому многие просто не выдерживали такой нагрузки.

А пригласила меня на работу моя подружка Маша (Миньябика) Ахметшина. Моей напарницей была Зухра Мустаева, строгая, очень аккуратная женщина. Все делалось вручную. Мы работали на плоскопечатной машине. Сначала печатаешь одну сторону разворота, потом, вторым кругом, печатаешь оборот.

Кроме печатания надо было еще фальцевать (складывать) газету. Тираж в то время был больше десяти тысяч экземпляров. Утром приезжала почта и забирала газеты, чтобы к утреннему чаю у всех сибайцев на столе были свежие городские новости. Гордость переполняла меня, об усталости забывала. Я радовалась тому, что горожане с утра почитают газету, отпечатанную моими руками. Так пролетело 12 лет.

С рождением второго ребенка я перешла в цех ручного набора, отработала там больше десяти лет, затем меня перевели на фотомонтажный участок. Тоже ответственная работа. Там я проработала больше трех лет и в 50 лет вышла на пенсию.

В итоге я оттрубила в типографии целых четверть века!

Работали мы, можно сказать, вслепую, автоматически, потому что руки знали, где что лежит. Умудрялись еще анекдоты рассказывать. От души смеялись. Весело работали. Такая атмосфера может быть только тогда, когда тебе работа нравится, ты любишь ее.

Если сравнивать условия работы, когда я только пришла в типографию, и современные, — это, конечно, небо и земля: появилась офсетная печать, вручную газету уже не печатают. На новом оборудовании тираж газеты печатается за час-два.

Кроме нашей городской у нас печатали зилаирскую, хайбуллинскую и баймакскую районные газеты. Позже, когда появились компьютеры, и верстать газету, и печатать стало намного быстрее и удобнее. Только на переплетном участке все еще преобладает ручная работа.

Около восьми лет я проработала председателем совета ветеранов, со всеми была на связи. С ностальгией вспоминаю своих коллег, типографию, как мы дружно помогали колхозам, совхозам во время уборки урожая, ездили на заготовку веткормов...

Когда я пришла на работу, директором был Петр Николаевич Лаптев. Участник Великой Отечественной войны. Потом пришел Азат Ибрагимович Халитов, молодой, грамотный и энергичный руководитель. С его приходом у нас многое круто изменилось в лучшую сторону. Работали с удовольствием, с энтузиазмом.

Коллектив отличала стабильность во всем. В те годы, что и говорить, за текучесть кадров с руководителей был жесткий спрос, поэтому всячески старались держаться за свои кадры. Труженикам можно было встать в очередь на получение или улучшение жилья; непрерывный профсоюзный стаж тоже играл свою роль, выслуга лет влияла на зарплату.

Тираж у городской газеты был большой, помню, доходил даже до 14-15 тысяч. Современные технологии вытесняют газету, даже обидно. Мы, старшее поколение, и сейчас с удовольствием выписываем и читаем газету от корки до корки.

Я не жалею, что когда-то пришла в типографию на работу, воспоминания греют мою душу, 25 лет пролетели как один день.

***

Я не удержалась и задала Розе вопрос: если бы ей предложили вернуться на работу на старые станки, она пошла бы?

Роза не задумываясь ответила: «Конечно, с удовольствием, ведь это моя молодость...» Не смущают ее ни краска, в которой были измазаны руки, ни тяжелая работа, ни шум станков...

С теплотой и благодарностью вспоминает моя собеседница прежние годы. В то время можно было получить жилье от городской администрации или от предприятия. Роза получила квартиру в доме на двух хозяев в поселке Южном. Дом был построен на деньги типографии. Благоустройство и уют, созданные Розой и ее мужем Ильгизом, говорят о том, с какой любовью все делалось и делается до сих пор. В доме есть все условия.

— А начинали все с нуля. Целина. Каждый год обрабатывали землю. Муж у меня садовник настоящий. Во всем мне помогает. Мы уже 47 лет вместе. Если муж поддерживает, чувствуешь себя настоящей женщиной, — улыбается моя собеседница.

У них замечательные сыновья и снохи, есть и внуки.

— Я богатая бабушка, счастливый человек. Жизнь удалась! — говорит Роза Янбекова.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Долгое время технология высокой печати была синонимом полиграфии. Именно она сделала знаменитыми Иоганна Гуттенберга и Ивана Федорова. Суть способа — перенос краски на запечатываемую поверхность с формы, на которой пробельные элементы расположены ниже печатных (аналог обычного штампа). Так в течение веков печатались книги и журналы, афиши и газеты. Первые печатные машины представляли собой ручные деревянные прессы.

В 1790 году англичанин Николсон изобрел плоскопечатную машину; в 1800 году Стенхоуп построил первый чугунный агрегат с ручной подачей бумаги; в 1810 году Фридрих Кениг применил паровой привод; в 1827 году Адамс изобрел тигельную печатную машину, а Уильям Баллок в 1865 году — рулонную.

Нынешние, зачастую работающие с цифровыми формами машины не похожи на своих «дедушек».

В связи с развитием технологий процесс становится все более автоматизированным, а задачи печатника все больше приобретают черты операторской работы.

Несмотря на то, что многие издания и СМИ активно переходят на электронный и онлайн-формат, печатная продукция, а следовательно, и профессия печатника все еще остаются востребованными.

Автор:Лия УШАКОВА
Читайте нас: