Все новости
Общество
8 Апреля , 13:15

Телефонные оборотни

Центр финансовых исследований РБ: восемь признаков, которые выдают киберафериста

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Директор департамента финансовой грамотности республиканского финцентра Гульназ Абузарова рассказала, как понять, что звонит мошенник.

Первый признак: пугают

Цель — вывести человека из равновесия, чтобы он в состоянии испуга не мог адекватно оценить ситуацию. Неизвестные сообщают, что «На вас сейчас оформляют кредит», «Ваш аккаунт взломали». Либо начинают угрожать: «С вашего счета поступили средства экстремистам», «На вас заведено уголовное дело по факту...». А факт может быть любым: незаконное обогащение, неуплата налогов, долг перед банком, измена Родине.

Незнакомцы, изображая сотрудников правоохранительных органов, кричат, угрожают судом и большими сроками заключения. То есть делают все, чтобы потенциальная жертва потеряла самообладание и стала послушной марионеткой, выполняющей любые указания. Допустим, перевела свои сбережения на «безопасный счет».

Или могут, наоборот, чем-нибудь обрадовать, например, крупным выигрышем в размере миллиона рублей. Но чтобы получить эту манну небесную, предлагают оплатить почтовые, юридические или какие-нибудь еще расходы. Для чего предлагают перейти по ссылке на некий сайт, где человек вводит свои банковские данные и в итоге остается без копейки.

Что делать? Положить трубку, не отвечать на звонки и главное — успокоиться. Если в душе остались сомнения, набрать номер банка, указанный на обороте карты. Затем можно обратиться в полицию.

Второй признак: говорят о деньгах

Невзирая на причину, по которой позвонили неизвестные люди, в конечном итоге беседа сведется к средствам, которые нужно обязательно снять и перевести на «безопасные счета». При этом делают все, чтобы человек сообщил им содержание смс, которое ему пришло на телефон. На самом деле это пароль от интернет-банка.

С его помощью аферисты заходят на личную страницу жертвы, набирают онлайн-кредиты и перечисляют средства на свои счета. Поэтому прежде всего следует запомнить — не существует «безопасных счетов».

Так же, как и нет сроков действия у сим-карт — они бессрочны. А сотрудники портала Госуслуг и МФЦ не звонят гражданам по телефону. И никто из государственных служащих по телефону никогда не будет запрашивать персональные данные.

Итак, если незнакомцы затеяли разговор про деньги — это точно мошенники.

Признак третий: торопят

Эта уловка аферистам также нужна, чтобы человек не успел опомниться и не мог здраво рассуждать. Злоумышленники постоянно подгоняют и тем самым не дают возможности подумать или с кем-то посоветоваться: «Мошенники уже начали выводить средства с ваших счетов», «Если через полминуты вы не переведете свои деньги — они пропадут навсегда», «Срочно оформляйте «встречный» кредит — иначе мы не сможем спасти ваши деньги». И тому подобный бред. У профессиональных манипуляторов заготовлено немало фраз, призванных довести людей до стресса. Кстати, понятия «встречный кредит» также не существует, как и «безо­пасных счетов», о которых говорилось выше.

Если неизвестные торопят и не дают времени подумать, чтобы принять решение, следует немедленно прекратить разговор. Мир от этого не рухнет. Зато будут в сохранности деньги и нервы. Сотрудник банка никогда не будет таким образом разговаривать с клиентом, тем более требовать, чтобы тот взял кредит.

В случае, если сомнения относительно безопасности банковского вклада все же возникли, достаточно набрать номер горячей линии банка, который указан на обороте карты.

То есть при любом чувстве дискомфорта во время разговора с неизвестными по телефону самое безопасное и правильное действие — незамедлительно прекратить разговор и отключить мобильник, чтобы не возникло соблазна ответить на звонок. А звонки будут непременно.

Признак четвёртый: ссылаются на Центробанк

В последнее время словосочетание «служба безопасности банка» уже не срабатывает. И мошенники придумали другую уловку — они теперь представляются сотрудниками Центробанка или Банка России. Для большей убедительности.

Это еще один повод тут же положить трубку, потому что Центробанк (он же Банк России) работает исключительно с банками и уж тем более не обзванивает граждан. Иными словами, услышали на том конце провода слова «Центробанк» или «Банк России» — значит, звонят мошенники.

Вообще, не стоит брать трубку, если на дисплее телефона высветился незнакомый номер. Кому надо, пришлет смс или напишет в мессенджере. Короче говоря, найдет способ связаться.

Признак пятый: представляются правоохранителями

Один из распространенных способов обмана по телефону — представляться сотрудником прокуратуры, следственного комитета, полиции. Или несуществующих органов типа «Главный комитет безопасности полиции». Для большей убедительности кураторы телефонных аферистов берут громкие названия и валят их в одну кучу.

На самом деле представители правоохранительных органов не звонят гражданам по телефону. Все вопросы решаются только очно в кабинете сотрудника. И, как правило, под протокол. В случае сомнений правильнее будет самим перезвонить в то ведомство, на которое сослался неизвестный, представившийся правоохранителем.

Признак шестой: просят персональные данные

Ни один представитель официальной организации никогда не станет по телефону просить человека сообщить его персональные данные. Только мошенники. Сотрудникам банка это тем более не нужно, ведь в их базе есть все необходимые сведения о клиентах.

Предлагают сообщить реквизиты банковской карты, ее трехзначный код, паспортные данные, цифры из смс только телефонные аферисты!

Признак седьмой: обещают быстрый заработок

Еще один способ обмана — когда аферисты представляются брокерами, сотрудниками бирж, инвестсоветниками и так далее. Они уговаривают брать кредиты, инвестировать их в неведомые фирмы и получать баснословные доходы буквально в считаные дни.

И снова все посулы завершаются одним условием — нужно назвать номер своей карты. Или перечислить взятые в кредит средства, а потом заплатить налоги или комиссию, чтобы «получить выигрыш». И далее по известной схеме. Услышали подобное? Кладите трубку.

Признак восьмой: призывают к действиям

Мошенники постоянно призывают к каким-то действиям: сообщить код или пароль, зайти по ссылке на неизвестный сайт, установить на телефон некую программу, пойти в банк и снять деньги, через банкомат перечислить средства. Даже такси вызывают дистанционно, чтобы жертва побыстрее им перевела деньги.

Если человек столкнулся с чем-то из вышеперечисленного, значит, он имеет дело с мошенниками. И нужно незамедлительно прекращать разговор, снова и снова повторяет наш спикер.

— В любом случае, когда на связь выходят незнакомые люди, следует насторожиться. Вам могут позвонить, написать в мессенджере, прислать смс или электронное письмо. Они могут назвать себя сотрудником банка, полицейским, вашим родственником, который попал в больницу, или даже начальником. Главное — он инициатор общения. Значит, ему от вас что-то нужно. И вы не должны действовать под диктовку неизвестного человека, кем бы он по телефону ни представился.

Дайте себе время подумать, и вы поймете, что вам звонит аферист, — подчеркнула в завершение Гульназ Абузарова.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: