Директор департамента финансовой грамотности республиканского финцентра Гульназ Абузарова рассказала, как понять, что звонит мошенник.
Цель — вывести человека из равновесия, чтобы он в состоянии испуга не мог адекватно оценить ситуацию. Неизвестные сообщают, что «На вас сейчас оформляют кредит», «Ваш аккаунт взломали». Либо начинают угрожать: «С вашего счета поступили средства экстремистам», «На вас заведено уголовное дело по факту...». А факт может быть любым: незаконное обогащение, неуплата налогов, долг перед банком, измена Родине.
Незнакомцы, изображая сотрудников правоохранительных органов, кричат, угрожают судом и большими сроками заключения. То есть делают все, чтобы потенциальная жертва потеряла самообладание и стала послушной марионеткой, выполняющей любые указания. Допустим, перевела свои сбережения на «безопасный счет».
Или могут, наоборот, чем-нибудь обрадовать, например, крупным выигрышем в размере миллиона рублей. Но чтобы получить эту манну небесную, предлагают оплатить почтовые, юридические или какие-нибудь еще расходы. Для чего предлагают перейти по ссылке на некий сайт, где человек вводит свои банковские данные и в итоге остается без копейки.
Что делать? Положить трубку, не отвечать на звонки и главное — успокоиться. Если в душе остались сомнения, набрать номер банка, указанный на обороте карты. Затем можно обратиться в полицию.
Невзирая на причину, по которой позвонили неизвестные люди, в конечном итоге беседа сведется к средствам, которые нужно обязательно снять и перевести на «безопасные счета». При этом делают все, чтобы человек сообщил им содержание смс, которое ему пришло на телефон. На самом деле это пароль от интернет-банка.
С его помощью аферисты заходят на личную страницу жертвы, набирают онлайн-кредиты и перечисляют средства на свои счета. Поэтому прежде всего следует запомнить — не существует «безопасных счетов».
Так же, как и нет сроков действия у сим-карт — они бессрочны. А сотрудники портала Госуслуг и МФЦ не звонят гражданам по телефону. И никто из государственных служащих по телефону никогда не будет запрашивать персональные данные.
Итак, если незнакомцы затеяли разговор про деньги — это точно мошенники.
Эта уловка аферистам также нужна, чтобы человек не успел опомниться и не мог здраво рассуждать. Злоумышленники постоянно подгоняют и тем самым не дают возможности подумать или с кем-то посоветоваться: «Мошенники уже начали выводить средства с ваших счетов», «Если через полминуты вы не переведете свои деньги — они пропадут навсегда», «Срочно оформляйте «встречный» кредит — иначе мы не сможем спасти ваши деньги». И тому подобный бред. У профессиональных манипуляторов заготовлено немало фраз, призванных довести людей до стресса. Кстати, понятия «встречный кредит» также не существует, как и «безопасных счетов», о которых говорилось выше.
Если неизвестные торопят и не дают времени подумать, чтобы принять решение, следует немедленно прекратить разговор. Мир от этого не рухнет. Зато будут в сохранности деньги и нервы. Сотрудник банка никогда не будет таким образом разговаривать с клиентом, тем более требовать, чтобы тот взял кредит.
В случае, если сомнения относительно безопасности банковского вклада все же возникли, достаточно набрать номер горячей линии банка, который указан на обороте карты.
То есть при любом чувстве дискомфорта во время разговора с неизвестными по телефону самое безопасное и правильное действие — незамедлительно прекратить разговор и отключить мобильник, чтобы не возникло соблазна ответить на звонок. А звонки будут непременно.
В последнее время словосочетание «служба безопасности банка» уже не срабатывает. И мошенники придумали другую уловку — они теперь представляются сотрудниками Центробанка или Банка России. Для большей убедительности.
Это еще один повод тут же положить трубку, потому что Центробанк (он же Банк России) работает исключительно с банками и уж тем более не обзванивает граждан. Иными словами, услышали на том конце провода слова «Центробанк» или «Банк России» — значит, звонят мошенники.
Вообще, не стоит брать трубку, если на дисплее телефона высветился незнакомый номер. Кому надо, пришлет смс или напишет в мессенджере. Короче говоря, найдет способ связаться.
Один из распространенных способов обмана по телефону — представляться сотрудником прокуратуры, следственного комитета, полиции. Или несуществующих органов типа «Главный комитет безопасности полиции». Для большей убедительности кураторы телефонных аферистов берут громкие названия и валят их в одну кучу.
На самом деле представители правоохранительных органов не звонят гражданам по телефону. Все вопросы решаются только очно в кабинете сотрудника. И, как правило, под протокол. В случае сомнений правильнее будет самим перезвонить в то ведомство, на которое сослался неизвестный, представившийся правоохранителем.
Ни один представитель официальной организации никогда не станет по телефону просить человека сообщить его персональные данные. Только мошенники. Сотрудникам банка это тем более не нужно, ведь в их базе есть все необходимые сведения о клиентах.
Предлагают сообщить реквизиты банковской карты, ее трехзначный код, паспортные данные, цифры из смс только телефонные аферисты!
Еще один способ обмана — когда аферисты представляются брокерами, сотрудниками бирж, инвестсоветниками и так далее. Они уговаривают брать кредиты, инвестировать их в неведомые фирмы и получать баснословные доходы буквально в считаные дни.
И снова все посулы завершаются одним условием — нужно назвать номер своей карты. Или перечислить взятые в кредит средства, а потом заплатить налоги или комиссию, чтобы «получить выигрыш». И далее по известной схеме. Услышали подобное? Кладите трубку.
Мошенники постоянно призывают к каким-то действиям: сообщить код или пароль, зайти по ссылке на неизвестный сайт, установить на телефон некую программу, пойти в банк и снять деньги, через банкомат перечислить средства. Даже такси вызывают дистанционно, чтобы жертва побыстрее им перевела деньги.
Если человек столкнулся с чем-то из вышеперечисленного, значит, он имеет дело с мошенниками. И нужно незамедлительно прекращать разговор, снова и снова повторяет наш спикер.
— В любом случае, когда на связь выходят незнакомые люди, следует насторожиться. Вам могут позвонить, написать в мессенджере, прислать смс или электронное письмо. Они могут назвать себя сотрудником банка, полицейским, вашим родственником, который попал в больницу, или даже начальником. Главное — он инициатор общения. Значит, ему от вас что-то нужно. И вы не должны действовать под диктовку неизвестного человека, кем бы он по телефону ни представился.
Дайте себе время подумать, и вы поймете, что вам звонит аферист, — подчеркнула в завершение Гульназ Абузарова.