По числу киберпреступлений Башкирия входит в тройку самых неблагополучных регионов страны: ежедневно телефонные аферисты «разводят» жителей республики на восемь и больше миллионов рублей. Несмотря на все усилия правоохранителей, масштабную разъяснительную работу, встречи с трудовыми коллективами, никакой положительной динамики здесь, увы, по-прежнему не наблюдается.
В январе 59-летнему врачу из Туймазов позвонили неизвестные и, представившись сотрудниками минздрава, завели речь о… телефонных мошенниках. А именно — рассказали об участившихся случаях онлайн-афер и предложили проверить безопасность счетов собеседницы. Женщина согласилась, после чего ей перезвонили «сотрудники Центробанка».
Жительницу Туймазов, по ее словам, впечатлил тот факт, что звонившие досконально знали ее банковскую историю: сколько денег лежит на ее счету, как часто она делала денежные переводы за последний месяц и даже когда в последний раз брала кредит. Полностью расположив к себе женщину, «банкиры» вдруг заметили, что именно в эти мгновения кто-то пытается взять огромный кредит на ее имя. И сообщили, что сейчас с женщиной свяжутся полицейские.
Следующий звонок поступил по видеосвязи: импозантный правоохранитель в форме с экрана смартфона обстоятельно объяснил ей, что сейчас нужно предпринять. Сделать требовалось не так уж и много: обратиться в банк, взять кредит в размере двух миллионов рублей, опередив «неизвестных жуликов», и перевести их на якобы безопасный счет. Особо подчеркивалось, что все это нужно сделать втайне от родных и близких.
Казалось бы, вся эта история от начала до конца шита белыми нитками, но… Женщина послушно отправилась в банк, оформила заем (правда, на руки ей дали не всю сумму, а только ее часть) и попыталась перевести деньги на указанный счет через банкомат. Туймазинку спасла случайность: автомат по приему-выдаче денег вдруг закапризничал. Взволнованные мошенники принялись откровенно «прессовать» женщину, и тут до нее начало доходить — а дело-то нечисто. Чтобы удостовериться в этом, она отправилась в ОВД и поинтересовалась, что за полицейский звонил ей час назад. Здесь ей и открыли глаза на происходящее.
А вот ее земляку, 72-летнему пенсионеру, повезло меньше. В последний день января он лишился всех накоплений, которые собирал вместе с супругой много лет.
В тот день мужчина находился дома один — жена лежала в больнице. Как признается он сегодня, волнение за супругу сыграло свою роль: когда ему поступил звонок с незнакомого номера, он без колебаний на него ответил.
Мошенники действовали по отработанному сценарию: разговор с «сотрудником Центробанка», который переслал копию своего служебного удостоверения, предложение перевести деньги на «безопасный» счет…
Как и в первом случае, звонившие знали о своем собеседнике все: сколько именно денег лежит на его счету, где он живет, даже на какой машине ездит!
Далее с пожилым мужчиной в видеорежиме общался «сотрудник ФСБ», который и предложил туймазинцу перевести все накопления на счет, номер которого он продиктует.
В какой-то момент мужчина все же засомневался и начал звонить жене, сыну, друзьям… Но по роковому стечению обстоятельств они либо не отвечали, либо находились вне зоны действия сети. А мошенники, почувствовав неладное, начали еще активнее обрабатывать жертву. И туймазинец сдался, перечислив на указанный счет все, что у него было, — 1 миллион 850 тысяч рублей.
Мужчина до сих пор не отошел от случившегося. Как сам признается, не может ни есть, ни пить. И до сих пор не признался жене в том, что их семья лишилась всех накоплений.
По словам правоохранителей, приведенная выше мошенническая схема сегодня считается одной из самых популярных. Клиента убеждают, что деньги надо перевести на «безопасный» счет, уговаривают снять наличные и зачислить через банкомат другого банка. С недавних пор для большей убедительности используется видеосвязь. Согласитесь, когда с экрана смартфона с вами разговаривает сотрудник полиции либо человек, находящийся в офисе банка, да к тому же демонстрирующий все необходимые документы и удостоверения, доверие к нему возрастает в разы. Но здесь нужно знать и другое: в режиме двухсторонней связи мошенники вас снимают! А затем без проблем монтируют дипфейк — видео с поддельными элементами, когда жертва говорит то, чего на самом деле никогда не произносила.
Что делать в этом случае?
— Не отвечать на звонки с незнакомых номеров, это самое главное, — говорит старший следователь отдела МВД России по Туймазинскому району Наталья Кудрявцева. — И крепко-накрепко запомнить, что ни специалисты банков, ни сотрудники полиции никогда не потребуют от вас назвать номер карты, взять кредит или продать жилье.
г. Туймазы.