Все новости
Общество
7 Апреля , 11:15

В любви — все возрасты...

Только с ней обретает смысл человеческая жизнь

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Ловлю себя и других на том, что каким бы ни оборачивалось время вокруг — спокойным или тревожным, радостным или печальным, даже порой безнадежным, все равно нас продолжает поддерживать крупица, крохотный лучик света,
веры в любовь и добро, в то, что все еще будет, вернется, прольется теплым дождем, прогрохочет не разрушительным взрывом, а освежающим грозовым раскатом, прополыхнет зарницей, расцветет ласковой радугой.

На экраны выходит «Онегин», и куда мы без письма Татьяны, без ее чувства, чистого и ясного, а в общем-то бессмертного на все века, на все сердца — молодые, старые, древние, юные, едва соприкоснувшиеся с жизнью. Да, и такие тоже, совсем маленькие, в коротких штанишках, но уже познавшие тепло человеческой симпатии. Мой внучатый племянник, который учится в четвертом классе, попросил у мамы разрешения пригласить в гости одноклассницу. А на вопрос, почему раньше они с девочкой виделись, а потом прервали общение, ответил: «Ну, она с Андреем рассталась, теперь можно нам снова встречаться».

Своего сына, дважды дедушку, вспоминаю первоклассником, как он краснел и бледнел, когда его домой приглашала Марина, как выбирал ей в кондитерской пирожное и как переживал, когда ее папа-военный получил назначение в другой город.

Кто видел хотя бы раз воскресную телепередачу «Лучше всех», понимает, как быстро, решительно и осознанно взрослеют сегодняшние дети, какие они разумные и практичные. А вы говорите, какая еще любовь… Самая что ни на есть такая — проверенная и продуманная. А о стариках уж даже поминать ни к чему. Тут все наперед понятно: хочется внимания, заботы, участия, элементарной помощи. Недаром поздние браки порой удивляют великовозрастных детей «сбрендивших» родителей и вызывают бурные протесты молодежи, уже распределивших квартирные метры стариков их подрастающим внукам, а вовсе не свалившимся, откуда ни возьмись, новоиспеченным мужьям и женам.

Между тем сколько счастливых пар появилось, которые благодаря тому, что нашли друг друга, получили спокойную старость, обрели побольше здоровья, у них появились полезные занятия.

Хочется рассказать историю своей родственницы москвички Аси, которая вышла второй раз замуж после трагичной потери любимого мужа. Крупная, яркая Ася в любой компании обращала на себя внимание. Похожа была на цыганку копной черных волос, огневым темпераментом, длинными, пестрыми юбками. И молодой летчик Коля, блондин, почти альбинос, влюбился в заводскую культорганизаторшу без памяти. Когда с беленькой девочкой на руках Ася спускалась в метро отвозить дочурку в ясли, ее даже однажды задержала милиция: не украла ли блондиночку цыганка?

В 90-е годы, вырастив детей, летчик Коля лишился работы. И запил, как водится в наших родных пенатах. Асин старший брат уже два года жил в Штатах, зарабатывая в хозяйстве у фермера. И Ася попросилась туда. Однако фермерские приработки не заменили небесной службы. Пьянка только усилилась, и вскоре муж погиб. Ася оплакивала его, потеряв всю свою энергию и боевой настрой. Но на соседней могиле каждый вечер появлялся пожилой человек с букетом ромашек.

Он представился Захаром Марковичем. Так и вошел в ее жизнь, и не то чтобы заменив Колю, а просто заполнив пустующее пространство. Как, впрочем, и Ася как-то примирила его с уходом Фаины Леонтьевны, с которой Захар прожил 40 лет.

Так что свои общие 18 они провели мирно, ладно, уважительно, прежде чем покинули этот свет.

Известнейший уфимский пример полного молодых чувств брака зрелых возлюбленных — это семейный союз Валентины Альфредовны Ольтэ и Александра Андреевича Рябцева. Они познакомились на партийной конференции, живя в Прибалтике, когда у каждого за плечами была немаленькая жизнь с уже случившимся первым браком: у него просто несчастливо-неудачным, у нее — с погибшим на войне с фашистами мужем и с подростковыми проблемами любимого сына Валерия. Сказать, что это была любовь с первого взгляда, — значит мало чего поведать об удивительном образце преданности, верности, преклонения перед умом, красотой, широтой души, эрудицией, общественной жилкой друг друга. В течение десятилетий эта уникальная чета, переехавшая в Уфу из-за климатических неувязок по здоровью — он, прошедший войну генерал в отставке, юрист и действующий литератор, выпускавший сборники стихов и прозаические записки о боевом прошлом, и она, педагог, преподававшая будущим специалистам мировую культуру, — были известны черниковской интеллигенции как бессменные ведущие литературно-музыкального клуба, который собирался в местном Дворце культуры на незабываемые по содержанию вечера и встречи, концерты, педагогические чтения, литературные викторины и мини-спектакли.

Многие артисты уфимских театров, журналисты, ученые, писатели, поэты, побывавшие не однажды в гостях у черниковских учителей, врачей, инженеров, библиотекарей, не раз слышали стихи Александра Андреевича, посвященные любимой Аленьке, поражались щедрости душевной, отдаче обоих своему клубному увлечению и на долгие годы сохранили глубокое уважение к ним и светлую, неувядаемую память. И первый среди многих — Валерий Яковлевич Ольтэ, которого генерал Рябцев любил как родного сына.

Есть у меня в архиве и горестная драма, как долго не могли соединиться любящие люди из-за фанатизма пожилой мамаши, заявившей 50-летней дочери: «Иноверцев в нашей семье не было и не будет!» Год на календаре значился 1953-й — Великая Отечественная победоносно закончилась всего восемь лет назад. Избранник Кадрии Хатмулловны полковник военной кафедры Кирилл Федорович Масляев не смог уговорить мусульманскую женщину стать своей тещей. Так два взрослых самостоятельных человека в течение семи или восьми лет встречались где придется, пока несчастная Кадрия не похоронила мать, которую любила, жалела и не могла расстроить. Поскольку сама имела чуткое сердце доктора, работая в университете в медкабинете терапевтом. Между прочим, с Кириллом Федоровичем она познакомилась, когда у него воспалилась фронтовая рана и ей удалось своевременно организовать ему операцию. А мне она диагностировала высокое давление на первом курсе, грустно покачав головой: «Вы еще свои болезни не раз прочувствуете, дети войны».

Многочисленные публикации медиков в газетах и журналах, передачи по радио и телевидению на лечебные темы настораживают. Настраивают на не самый благоприятный лад. Все больше болезней, особенно психологических, тоска, одиночество, отсутствие рядом надежного плеча, реальной поддержки, готовности прийти на помощь, дать совет, утешить в горе и утрате. Так и рвутся слова, которые хочется, чтобы услышали, чтобы восприняли не как обыденные привычки, а как истину, необходимую для выстраивания по-человечески нормальной, полноценной, доброжелательной и разумной жизни!

Друзья, ведь мы же люди! Значит, давайте любить друг друга, жалеть, почитать и уважать интересы и желания не только свои, но и чужие, и общественные, и государственные. Считаться с характерами, с индивидуальностями, стараться облегчить существование и себе, и другим. Поверьте, что только в любви к ближнему расцветает человеческая душа и обретает смысл человеческая жизнь.

Воистину, любви все возрасты покорны, и только ее порывы возвышают существование и украшают землю.

Автор:Алла ДОКУЧАЕВА
Читайте нас: