Все новости
Общество
30 Марта , 13:15

Осталась за старшую

Жительница Учалинского района отметила вековой юбилей

автора Поздравление от президента России удивило юбиляршу.
Поздравление от президента России удивило юбиляршу.Фото:автора

Когда Александру Ивановну Леонову пришли поздравлять с такой завидной датой сотрудники Миндякского сельского поселения, больше всего она удивилась открыткам, подписанным президентом страны и главой республики. «Откуда Путин с Хабировым узнали про мой день рождения?» — изумлялась с детской наивностью.

Письмо брата

Родилась Александра Леонова 26 марта 1924 года на хуторе Леоновское Верхнеуральского района Челябинской области. Весь хутор — пять домов, ни школы, ни работы.

В 1935 году всей семьей они переехали в село Миндяк — родители узнали, что на рудник требуются рабочие. Глава семейства Иван Павлович сразу устроился бурильщиком в карьер. Вышел в стахановцы, передовики производства, его даже премировали путевкой в Пятигорск.

— Помню, привез нам оттуда гостинцы. Старшему брату Сереже — портфель, мне — чулки. Детвора тогда бегала в школу с тряпичными сумками, а у Сережи — настоящий портфель, и какой же у него с этим портфелем был гордый вид, — вспоминает Александра Ивановна.

У ее родителей было семеро детей. Мама Евгения Григорьевна работала прачкой в детском саду. Жили тяжело — еще бы, прокорми столько ртов! Александра, вторая по старшинству, с малых лет нянчилась с младшими. Вспоминает, как братишку посадят на печку, а ее рядом, привязав веревочкой, чтобы присматривала. А она сама тогда совсем малышкой была, разница в возрасте два года. В Миндяке Шура пошла в третий класс, а чтобы заработать себе на платьишко, во время каникул устраивалась на торфозаготовки.

Когда началась война, ей было 17 лет. Отца на фронт не взяли по здоровью. Он воевал в Первую мировую, затем в Гражданскую. Был в плену у чехов, несколько раз бежал. Пережил столько, что книгу можно писать. Над ним издевались, обливали холодной водой, живым заколачивали в гроб. Да только разве сломить дух русского воина — ни за что! У Александры Ивановны самой такой же твердый характер. Вся в отца.

— После очередного побега его оставили умирать в лесу, повесив вниз головой. Повезло — сжалился случайный путник, снял с дерева, помог добраться до границы. Так отец оказался в Москве. Положили в госпиталь, потом комиссовали, а пуля в ноге у него до конца жизни оставалась, так с ней и ушел на тот свет, — рассказывает Александра Ивановна. — Добрейшей души был человек. Придет с работы уставший, а мы отдохнуть не даем, крутимся возле. Он никого не прогонит. Очень любили мы слушать его рассказы о былом.

Воевать с фашистами из семьи Леоновых отправился брат Сергей. Воздушный стрелок-радист. 12 июля 1943 года ему исполнилось 22 года, а 17-го он погиб. Последнее письмо от него, датированное 16 июля, и похоронку родители получили одновременно. Письмо такое, что у Александры Ивановны и сейчас на глаза навертываются слезы.

— Писал, что завтра будет тяжелый бой и он не знает, вернется ли живым. Просил прощения у родителей, что не сможет содержать их в старости. Нам, детям, наказывал, чтобы слушались и помогали. В конверте выслал деньги, свои сбережения, что получал на службе. А в конце прибавил: «Не забывайте, что у вас был сын и брат Сергей» и самому младшему, трехлетнему Леньке, самолет нарисовал. Вот так я и осталась за старшую, — горько вздыхает именинница.

Жених к пенсии

После десятого класса она пошла работать в детский сад воспитательницей. Однажды с коллегой отправились валить лес, чтобы получить 500-граммовую карточку на хлеб. Для этого требовалось вырубить пять кубометров леса. Взяли топор, пилу, свалили под уклон здоровенное дерево. А как будут тащить его в гору, не подумали.

Сели, заплакали. Так и пришлось уйти несолоно хлебавши.

В детском саду ей нравилось. Любила детей, и они к ней тянулись. Но когда стали приходить специалисты с образованием, ее, бездипломную, попросили уволиться.

Пошла табельщицей в шахту, доросла до бухгалтера. На пенсию ушла старшим бухгалтером.

Так уж сложилось, что в молодости у Александры Ивановны не получилось выйти замуж. Таких, как она, одиночек в те годы было много. Почти всех ребят-ровесников забрала война, отняв у девушек шанс на семейное счастье. Думала, что вообще не узнает, что это такое. Вышла на пенсию, и тут вдруг появился жених, ветеран Великой Отечественной войны. 27 лет прожили с ним душа в душу. Не напугало и то, что у него пятеро детей. Враз стала многодетной мамой.

Не раскисать!

В роду у Леоновых много долгожителей. Кто-то остался в Миндяке, других разбросало по всей России. Больше всех наша героиня переживала за сестру Зою, которая в свое время переехала в Донецк, звала ее с семьей обратно в Миндяк. Зоя и собралась было приехать, да давление у нее подскочило. Так и осталась сестра в воюющем Донецке, а сейчас там живет ее дочка. Из родных братьев-сестер у Александры Ивановны уже никого нет.

Обычно, когда встречаешься с пожилыми людьми, общаться приходится в основном с их родственниками, поскольку сами они многое уже не помнят, слышат плохо и говорить им тяжело. А тут невольно удивляешься памяти нашей собеседницы, ее рассудительности и ясной, четкой речи.

— Когда у кого день рождения — все помнит. И кто когда умер — тоже, поминальные свечи потом ставим. Хотя особо религиозной ее не назовешь, воспитывалась-то во времена социализма. Правда, канал «Спас» любит слушать, новости не пропускает, политикой очень интересуется, — только сейчас включается в разговор племянница Людмила, дочка брата Михаила.

Слушать — потому что Александра Ивановна практически ничего не видит. Присматривают за ней племянницы, за что она очень им благодарна: в доме чистота и порядок, уют и тепло. Александра Ивановна и сама, хотя и ослепла, старается за собой ухаживать, а до этого любила копаться в огороде, все у нее росло. И даже возле телевизора никогда не сидела без дела, вышивала. Газеты любила читать, книги, рассказывает Людмила.

В конце встречи не могла не спросить: в чем секрет такого долголетия?

— Не переедала никогда, много двигалась. Пока снег не ляжет окончательно, босиком бегала, закаленная. Важен и хороший сон, а для этого нужно, чтобы совесть была чиста, — обстоятельно отвечает Александра Ивановна и, чуть подумав, добавляет: — Жизнь прожить — не поле перейти. И хорошего, и плохого бывает с избытком у каждого. Важно после очередного удара судьбы не раскисать, а идти дальше.

Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас: