Посмотреть со стороны, Туймазы — обыкновенный городок, каких много раскидано по стране, с привычными нашему глазу пяти- и девятиэтажками, окруженный 114 деревнями и селами.
Но при ближайшем рассмотрении он не перестает удивлять — этакая шкатулка с сюрпризом.
Да, на вопрос о наличии исторических артефактов туймазинцы лишь разводят руками: мол, район еще молод, а потому «древностей» здесь — раз-два и обчелся. Однако, покатавшись по его окрестностям и поговорив с местными жителями, понимаешь: и знаковых мест, и необычных легенд, связанных с краем, здесь более чем достаточно.
История зарождения города незатейлива: после сооружения железнодорожной магистрали «Симбирск — Уфа» в 1912 году здесь высадилась первая бригада строителей-железнодорожников. Вместе с парой бараков, в которых они жили первое время, новоселы поставили и небольшой деревянный вокзал. О тех бараках нынче сохранились лишь воспоминания, а вот вокзал целехонек. Нет-нет, по назначению он давно не используется — в сотне метров от него расположилось современное здание для пассажиров. А в историческом здании сейчас находится кафе, где люди могут перекусить перед дальней дорогой.
— До начала сороковых годов прошлого века Туймазы оставались обычным поселком. А потом здесь нашли нефть, — рассказывает директор Туймазинского историко-краеведческого музея Татьяна Малькова. — Шла война, на бурение разведочных скважин тратились громадные деньги, и нефтяники, которые убеждали правительство страны в том, что здешние недра полны девонской нефти, сильно рисковали. Два года геологи-разведчики бурили скважины, а когда уже отчаялись что-то отыскать, осенью 1944-го из разведочной буровой № 100 ударил мощный фонтан «черного золота». Залило всю округу! Но это уже мало кого волновало: страна получила мощный нефтедобывающий регион. А в 1959 году Туймазы получили статус города.
Кстати, о том, откуда взялось это слово — Туймазы, историки и краеведы спорят до сих пор. Одни рассказывают о местном бае Мазы, который сыграл свадьбу («туй») с таким размахом, что дал название целой местности. Другие утверждают, что город получил свое имя из-за многочисленных карстовых воронок, которые без остатка поглощали поверхностные воды, а потому местность прозвали «туймас» («ненасытная»). Наконец, еще по одной легенде слово «Туймазы» переводится как «пчелиная дорога» (на языке коми «мази» — пчела, а «туй» — дорога).
«Будете в районе — обязательно загляните в этнографический комплекс «Бабай утары», — советуют приезжим местные жители. Комплекс стремительно набирает популярность не только в районе, но и по всей республике. Звоню по номеру его создателя: «Фанир Гильмутдинович, подъедем?» «Жду», — следует лаконичный ответ, и мы с фотографом мчимся к цели. Благо от Туймазов до нее каких-то полтора десятка километров.
«Я попал в сказку!» — как правило, восклицают посетители, впервые попав сюда. И то правда, за воротами «Дедушкиной усадьбы» народ ежесекундно издает удивленные возгласы: «Ты глянь, какие классные деревянные скульптуры», «А это же Шурале!», «А там, смотри, резиденция Кыш Бабая!»
В комплексе даже в будний день царит веселая кутерьма: дети и взрослые лихо мчат с горы на тюбингах, катаются на лошадях и пони, гуляют по контактному зоопарку с оленями, ланями, фазанами, павлинами и кроликами, восторгаются коллекцией советских ретро-автомобилей. Но главная изюминка усадьбы — несколько подворий, в которых наши предки жили в разные исторические периоды. Мазанка из плетня XVII века, дом из саманного кирпича, какие строили веком позже, бревенчатые избы XIX и XX веков.
— Когда я была маленькой, моя бабушка жила точно в таком же доме, — взволнованно шепчет внучке женщина лет шестидесяти.
Каждая из построек заполнена предметами быта того времени. Рядом расположились бани, амбары с живностью, кузница… Гвоздь программы — действующая ветряная мельница, возраст которой перевалил за полтора столетия. Ее отыскали в Чувашии, разобрали, перевезли сюда и восстановили в первозданном виде. Говорят, на территории Башкирии такой больше нет.
— Сейчас уже мало кто верит, что комплекс начал формироваться всего десять лет назад, — говорит бизнесмен и энтузиаст Фанир Галимов. — А создавал я его, чтобы не рассказывать детям о нашей истории, а показать ее вживую. Чтобы молодое поколение прониклось той атмосферой, прочувствовало ее и, что называется, потрогало руками.
К слову, «Бабай утары» уже успели облюбовать и люди творческие: сюда со всей страны приезжают творить художники и резчики по дереву, здесь снимают художественные и документальные фильмы.
Подъезжая к селу Верхнетроицкое, первое, на что обращаешь внимание, — Свято-Троицкий храм. Построен он в середине XVIII века, а потому, оказавшись внутри, словно на машине времени переносишься на три столетия назад.
Видя мое слегка ошалевшее лицо, провожатый — отец Лев — хитро прищуривается: «А пойдем, что покажу!» Втискиваемся в узкий, не сразу видимый глазу проем и поднимаемся по крутым ступенькам вверх. Ощущение жутковатое: ширина «лестничных пролетов» — полметра, не больше. А высота колокольни, на которую мы взбираемся, — без малого 40 метров. Но, оказавшись наверху, понимаешь — оно того стоило! Засыпанное снегом село выглядит, пожалуй, точно так же, как много-много лет назад: деревянные избы с резными наличниками, дымок, вьющийся над десятками труб…
К слову, в 1752 году вместе с храмом в этом селе построили и медеплавильный заводик. Но пару десятилетий спустя разгулявшиеся пугачевцы разрушили его до основания. А вот храм не тронули. Еще раз на святыню посягнули в начале XX века революционеры-красноармейцы, даже пытались свалить колокольню с помощью трактора и веревок. Но она опять выстояла. Не сумев добиться желаемого, большевики попробовали сбить с 40-метровой высоты крест, открыв по нему огонь из пистолетов, винтовок и пулемета. Но и эти попытки не увенчались успехом. А следы от пуль на куполе видны и сегодня.
— Прадеды рассказывали: во время строительства храма для приготовления раствора яйца собирали со всей округи. Поэтому за три почти столетия он не утратил своей прочности, — поясняет прихожанка Александра. А затем полушепотом рассказывает о чудесах, которые случаются здесь уже сегодня. То, открывая поутру запертые на ночь двери, священник и прихожане услышат голоса певчих. То прямо во время богослужения мимо них проплывут полупрозрачные силуэты монахов и исчезнут в стене метровой толщины.
— После Октябрьской революции большевики расстреляли здешнюю церковную братию. Видимо, их тени и бродят по храму до сих пор, — считают сельчане.
Спроси любого из местных, в числе знаковых объектов Туймазинского района вам непременно назовут тюпкильдинские ветряки. И действительно, белоснежные колоссы, взметнувшиеся к небу в километре от деревни Тюпкильды больше двадцати лет назад, видны издалека.
Энергетики называют эту ветряную электростанцию одной из самых мощных в России. Теоретически ВЭС «Тюпкильды» — третий по мощности российский ветропарк, способный одновременно вырабатывать 2,2 МВт электроэнергии. Правда, говорить об использовании ветряков по назначению не приходится.
— В свое время нас пугали, что после их установки в радиусе нескольких километров исчезнут не то что звери и птицы — даже жучки-червячки. Но этого, по счастью, не произошло, — делится местный житель, назвавшийся Мидхатом. — Правда, и практической пользы от этих сооружений никакой, электроэнергия в деревню поступает по обычным линиям электропередачи.
Но ведь красиво же! К тому же энергетики говорят, что появление ветряков позволило накопить опыт строительства и эксплуатации подобных сооружений. Так ли это?
Возможно. Но жителям и гостям района важнее другое: их появление дало людям шанс вживую увидеть возобновляемые источники электроэнергии. И понять, каким оно будет, будущее нашей планеты.
Жемчужина Башкирии, одно из крупнейших озер Европы, самое чистое озеро республики… Каких только эпитетов не заслужило озеро Кандрыкуль, расположенное в 35 километрах от Туймазов. От себя добавим — это еще и одно из самых посещаемых мест в республике. В 2020 году здесь отдохнули 42 тысячи человек, в 2021-м — 72 тысячи, в 2022 году — 98 тысяч.
Ценителям флоры будет интересно узнать, что здесь растут десятки редких растений, занесенных в Красную книгу, а любителям рыбалки — что в озере водятся лещ, щука, сиг, плотва, сорожка, окунь, линь, налим, раки…
А вот с происхождением названия опять закавыка.
— На этот счет существует три версии, — говорит неутомимый поисковик и краевед, житель села Кандры Юрий Бирюзов. — По одной из них название произошло от бобров, которые обитали на озере (на булгарском языке — «кандр»). Другой вариант: когда проводилось насильственное крещение поволжских татар, многие люди, что жили у реки Кандр, вынуждены были покинуть родные места и скрыться в башкирских краях. Часть татар оказалась у озера. Они и назвали его в честь своей реки.
Наконец, третья легенда гласит, что когда-то здесь располагалась стоянка хана Кудея. Когда чужестранцы расспрашивали о ней местных жителей, часто слышали в ответ: «хан-торганер» (хан живет). Искажая это башкирское выражение, русскоязычные переселенцы говорили «Хантра» — в итоге, видимо и получилось слово «Кандра». Но я придерживаюсь первой версии, так как все остальные относятся к более позднему периоду.
А затем Бирюзов разворачивает карту местности и начинает увлеченно рассказывать, что в стародавние времена неподалеку от озера располагалась небольшая русская крепость. Ее ищут до сих пор. Говорят, что поиски близки к завершению.
Увидеть растение венерин башмачок в естественной среде обитания дорогого стоит. Занесенное в Красную книгу, оно окружено множеством тайн и легенд.
Одна из них гласит, что в давние времена, спасаясь от преследования, богиня красоты Венера оступилась и с ее ноги слетел башмачок. Туфелька богини тут же превратилась в цветок — так и появилось это удивительное растение.
Судя по всему, когда-то эта богиня пробежалась в паре километров от села Кызыл-Буляк. По крайней мере, именно здесь находится крупнейшая в республике популяция этого редкого растения — ее площадь превышает гектар! Вот только более точное месторасположение местные жители не называют: уж больно хрупок и капризен цветок, который впервые расцветает на пятнадцатый год жизни. Но если сумеете отыскать это чудо природы сами — любуйтесь на здоровье. Только не топчите и руками не трогайте.
Прямая речь
Айдар СУФИЯНОВ, глава администрации Туймазинского района:
— Красивейшая природа туймазинской земли, разнообразие ее ландшафтов, богатый растительный и животный мир вряд ли кого-то оставят равнодушным.
Так же, как и традиционное гостеприимство местных жителей, красочность праздников, изобилие и разнообразие национальной кухни. Поэтому не сомневаюсь: приехав раз, вы непременно захотите вернуться к нам снова.
Еще раз постоять под сенью вековых лиственниц и радужных брызг водопада, полюбоваться обширной гладью Кандрыкуля, прочувствовать гулкую, торжественную тишину мечетей и храмов.
И в очередной раз понять: малая родина у каждого своя. Но Отечество, которое и состоит из сотен таких вот городов и районов, — общее.
Цена вопроса
Расстояние от Уфы до Туймазов — 178 км. Рейсовый автобус от Южного автовокзала довезет за 580 рублей.
На ночь можно остановиться в гостинице «Башкортостан». Стоимость номера — от 750 рублей в сутки.
Если есть свободное время, сходите в Татарский драмтеатр, кинотеатр «Эссен», на каток УСЛК «Туймазы-Арена» (со своими коньками: дети — 50 руб./час, взрослые — 100 руб./час. Прокат коньков — 50 руб./час).